Что же касается того, к чему приведет масса некомпетентных юристов, то, я думаю, это грозит очень большими неприятностями для Казахстана и каждого казахстанца. Во-первых, это потеря международного авторитета Республики Казахстан, когда посредственность едет защищать интересы госорганов или предпринимателей в международных арбитражах, во-вторых, нам это может грозить ущемлением прав и свобод человека, которые, бывает, нарушают полицейские, работники прокуратуры, органов юстиции и судов. То есть перепроизводство, да и просто производство посредственных юристов может обернуться экономическими, социальными и политическими неприятностями для Казахстана. Именно поэтому Высшая школа права “Адилет” согласна с Министерством образования и науки в отстаивании интересов повышения качества юридического образования. И когда мы боремся за повышение уровня подготовки студентов, мы уверены, что отстаиваем государственные интересы и интересы мирового юридического сообщества в целом. Ну а если проводить параллели, почему, например, трудно сравнивать юридическое сообщество Казахстана с тем же сообществом Америки, то, нужно сказать, главное отличие заключается в том, что в США юридическое сообщество накопило мощный потенциал в борьбе против бракодельческой, плохой подготовки юристов и их некачественной работы.
К примеру, в ассоциациях американских адвокатов есть специальные фонды, “АВА”(“Эй-Би-???? Эй”), которые возмещают клиенту материальный ущерб, причиненный ему некачественной работой юриста. И только тогда, когда мы справимся с бракоделием в подготовке юридических кадров и в работе юристов, только тогда мы сможем приблизиться к мировому уровню.
- Каким же требованиям должен соответствовать грамотный юрист?
- Сейчас нужны юристы с глубокими знаниями, преданные идее права, с дипломом на “отлично”, и со знанием государственного и иностранного языков.
- Так, может, лучше получать образование где-нибудь за границей. Скажем, в Оксфорде или Гарварде? Там ведь и языку научат, и знания дадут?
- Меня всегда радовало, когда у директора мебельной фабрики дома стояла продукция, сделанная на его предприятии. У нас же получается так, что многие преподаватели, учредители и члены Попечительского совета “Адилет” обучают своих детей и внуков именно у нас, и мы этим гордимся. Поскольку это очень точный показатель того, что наши преподаватели очень серьезно относятся к качеству подготовки в “Адилете”. Конечно, на Западе могут научить владеть языком, Интернетом. Но уж если говорить о содержательной стороне подготовки, о знании законодательства и традиций Казахстана, о практике и полученных знаниях, я думаю, что хорошее и качественное образование в Казахстане более выигрышно. Тем более мы сейчас очень тесно сотрудничаем со школой права Вестминстерского университета, с университетом Индианы (США), с университетом из Германии, что во Франкфурте-на-Одере. Налажен обмен преподавателями, за счет этих связей идет пополнение библиотеки, совершенствуются методики обучения. Следующий этап сотрудничества – обмен студентами. Приглашение к нам студентов зарубежных вузов и продолжение обучения наших студентов за рубежом – это для нас сейчас важное направление во внешних отношениях. Так что мы