всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры); 2) свободы и 3) справедливости»
[1].
Для сравнения: позиция либерального институционализма строится на обосновании Идеи Права
"треугольником идей" Свобода-Справедливость-Общее Благо[2]. При этом Идее Общего Блага соответствует стремление к
фактическому равенству в обладании некоторыми значимыми для человека возможностями (благами), а Идее Справедливости -
формальное равенство как мера справедливости, при которой свобода одного ограничивается свободой другого так, что это соответствует благу обоих. В этом смысле принцип формального равенства в трактовке В.С. Нерсесянца, во-первых, "в снятом виде" уже содержит весь "треугольник идей", во-вторых, противостоит фактическому равенству, и, в-третьих, утверждает характерный для либерализма
приоритет права над благом: Общее Благо задается не позитивно, не вмешательством государства или каких-то политических сил, а через баланс свобод, регулируемых принципом формального равенства как мерой справедливости
[3].
5. В силу выявленной близости позиций либерального институционализма и либертарно-юридической теории представляется весьма интересным рассмотреть критику в адрес последней со стороны О.В. Мартышина, представляющего точку зрения юридического позитивизма
[4]. В данном докладе мы ограничимся анализом этой критики
под углом зрения ситуации общественных изменений, что позволит прояснить в данном контексте точку зрения либерального институционализма.
По мнению О.В. Мартышина, «рациональное зерно [либертарно-юридической] теории –
в критическом отношении к действующему законодательству. Оно могло бы быть использовано
для реформирования правовой системы, для выработки «политики права». Однако эта сторона дела остается неразработанной»
[5]. Основным же камнем преткновения оказывается концепция различения и соотношения права и закона, предполагающая
разделение действующего законодательства на правовое и неправовое: «Либертарная теория неприменима для изучения современного состояния и исторического прошлого государства и права, ибо подразделяет
[1] См.:
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - М., 1999. С. 29. См. также: Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2002. С.256-264.
[2] См.:
Матюхин А.А. Правопонимание по Конституции Республики Казахстан 1995 года (юридико-герменевтическая техника понимания Идеи Права и толкование Конституции) // Научные труды “Адилет” (г. Алматы). 1997. №1. С. 29-30;
Марача В.Г., Матюхин А.А. Правовые институты, сфера права, правовая культура // Научные труды «Адилет» (г. Алматы). 1998. №1(3). С. 32-33;
Марача В.Г., Матюхин А.А. Социокультурный анализ политико-правового пространства // Научные труды «Адилет» (г. Алматы). 1999. №1(5). С. 24;
Матюхин А.А. Государство в сфере права… С. 316-323.
[3] См.:
Ролз Дж. Идеи блага и приоритет права // Современный либерализм Ролз, Бёрлин, Дворкин, Кимлика, Сэндел, Тэйлор, Уолдрон. / Перев. c англ. Л.Б. Макеевой. - М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998.
[4] См.:
Мартышин О.В. О «либертарно-юридической теории права и государства» // Государство и право. 2002. №10.
[5] Там же. С. 15.