всегда «себе на уме», да и к тому же очень большой. Китай пока не признает многих демократических свобод.
Япония – наиболее продвинутая страна на пути западной цивилизации, и к тому же дает яркие примеры задействования своеобразия национальной культуры в качестве ресурса развития. Япония остро чувствует стратегическую опасность со стороны Китая, стремящегося доминировать в Юго-Восточной Азии и борющегося с США за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом. Япония, вытесняемая из традиционных зон влияния, ищет новые зоны и союзников, самым сильных из которых в данный момент может быть Южная Корея.
Отсюда, в случае принятия Казахстаном либерально-демократической геокультурной самоидентификации, его опосредованное движение в сторону клуба западных стран возможно через одну из вершин стратегического треугольника: Россия – Турция – Япония, Южная Корея. И конечно же, в идеальном плане, лучше всего двигаться параллельно, сохраняя возможность тактического маневра.
В геокультурной рамке, то есть в плане культурных оснований геостратегии, стороны описанного треугольника соответствуют таким традициям, как «демократическая постсоветская», «светская мусульманская», «либеральная восточная». Каждая из них может быть рассмотрена в двух отношениях - внутреннем и внешнем:
а) как один из элементов системы духовных опор государственности, в случае включения в содержание государственной идеи;
б) как ресурс стратегического позиционирования на международной арене.
В данном контексте также необходимо определение взвешенной стратегии в связи с выбором формы государственности в условиях кризиса
идеи национального государства.
[1] В настоящее время на постсоветском пространстве выкристаллизовался опыт Украины, где, несмотря на наличие длительной борьбы за национальный суверенитет («самостийность»), единой нации не получается. «Украина все явственнее демонстрирует признаки раскола, в ней существуют две страны. … О том, что Украина – страна весьма неоднородная и что западные украинцы отличаются от восточных гораздо больше, чем последние отличаются, скажем, от жителей Саратова, известно уже давно».
[2] Подобная ситуация не исключена и в Казахстане, несмотря на выдвинутую Президентом Н.А. Назарбаевым идею «казахстанского патриотизма» и тонкое подчеркивание различия «казахстанского» и «казахского».
В случае принятия Казахстаном стратегии « в сторону Запада вместе с Россией через Евразийский Союз», а в пользу этого говорят многие шаги в том числе и в самое последнее время, представляется, что две группы мер становятся актуальными:
Первая. Постановка вопроса о признании Казахстаном двойного гражданства. Поскольку это потребует изменений в Конституции, то в качестве первого шага можно было бы осуществить либерализацию условий въезда в страну и пребывания в ней бывших граждан всех национальностей и иностранных граждан казахской национальности. Это позволило бы бывшим гражданам, уехавшим из страны в предыдущие годы, но сохранившим связи с ней, не чувствовать себя иностранцами, а «заграничным» казахам – ощущать Казахстан как историческую родину. В этом случае откроется больше возможностей использовать потенциал диаспор во благо стране.
[1] О кризисе идеи национального государства см.: Право Европейского Союза. Материалы У международного летнего юридического университета. Алматы, 2002.С.6-12; Россия и будущее европейское устройство. М.:Наука, 1995;
Генисаретский О.И. Российская государственность в публично-правовой и корпоративной перспективе \\ Полномочия, функции и предметы ведения в стратегической перспективе развития государственности. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Низний-Новгород-Москва, 2002. Послесловие.
[2] Вуйко Б. Не наша, не ваша, сама не своя. Прошедшие парламентские выборы приблизили раскол Украины. Президентские могут его завершить \\ Эксперт. 8 апреля 2002. №14 (321). С.66-69.