процессом
социальной перестратификации, приводящему, в частности, к появлению, наряду с богатыми и супербогатыми слоями населения,
«новых бедных». Зафиксирован эффект резкого снижения уровня жизни тех, кто раньше не вписывался в традиционные категории клиентов системы социальной защиты, а также образования принципиально новых групп обездоленных: беженцев, вынужденных переселенцев и т.п.
Осуществлявшиеся в последние годы исследования привлекли внимание общественности к
необходимости пересмотра социальной политики для решения данных проблем. В частности, широкая дискуссия развернулась по вопросам реформы системы социальной защиты. По общему мнению,
существующая сегодня система не способна решить проблему бедности и плохо нацелена на помощь наиболее нуждающимся гражданам. (1.
Галлагер Д., Либоракина М.И., Ричман Б., Сиваева Т.С., Новик В. Социальная защита населения в России: уровень муниципальных образований. ‑ М.: Фонд «Институт экономики города», 2002.)
Кроме этических моментов, связанных с социальной справедливостью и милосердием, есть еще и
экономическая сторона проблемы: включение Казахстана в глобальные мирохозяйственные процессы требует
нового качества «человеческого капитала» страны. А это, в свою очередь, накладывает определенные требования на его воспроизводство: система базовых возможностей, гарантируемая человеку, должна быть иной, чем двадцать лет назад. Прожиточный минимум, на гарантирование которого каждому жителю республики нацелена нынешняя социальная политика, может обеспечить в лучшем случае
физическое выживание – но не воспроизводство «человеческого капитала». Таким образом,
система бьет мимо цели дважды: один раз – неверно определяя адресата (выпадает важная целевая группа – «новые бедные»), второй раз – неадекватно формулируя желательный результат своей деятельности.
Более того, представляется, что институты социальной сферы работают вхолостую или вполсилы потому, что нет отчетливого понимания новых реалий. Эти институты бессодержательны, давно потеряли идею своего предназначения, особенно в сложившейся обстановке. Они работают, но, совершенно не зная, зачем. Они пытаются инсталлировать некие нормы социальной политики предыдущей эпохи, а мало кто в них заинтересован. И это такая формальная игра, например, с повышением пенсий. При этом все хотят, чтобы их повышали, а власть понимает, что их не надо повышать, и вообще весь этот институт в целом исчерпал себя. Потому что, если последовательно двигаться по этому пути, то общество придет в никуда. В силу демографических проблем, экономических проблем, политических проблем, электоральных и так далее.
Еще один момент связи социальной политики с экономикой заключается в том, что как только несущей конструкцией социальной сферы становится государство, перераспределяющее потоки материальных благ между разными слоями общества
[1],
ресурсная обеспеченность социальной политики оказывается в прямой зависимости от экономической конъюнктуры с ее цикличностью.
Но раз уж если признается
факт коэволюции социальных и экономических процессов – и притом выделяются их «сшивки» по нескольким аспектам, - то возникает естественный вопрос: может ли назревшая реформа социальной сферы
[1] Часто социальное государство упрощенно трактуют как
государство перераспределения. То есть, то государство, за счет налогов извлекающее ресурсы из воспроизводственного цикла экономики и направляющее их на помощь бедным, которых оно идентифицирует тем или иным способом. С точностью до этой схемы суть социальной политики определяется тем, по каким принципам оно выделяет этих самых бедных.