их непрофессионализму как юристов. То есть упрекали журналистов в том, что они пишут о второстепенных деталях, неграмотно употребляют юридические термины и т.п. Действительно, журналистам подчас непросто было разобраться в тонкостях, о которых спорят сами юристы. Но больше всего поражало, что журналисты то ли не могут, то ли не хотят усвоить какие-то азы юриспруденции. И думалось, что достаточно будет разъяснить журналистам эти азы, раскрыть суть разногласий между юристами и все будет в порядке.
Однако, при беседах с наиболее «продвинутыми», заинтересованными в проблеме журналистами выходило, что они будут писать о том, что им интересно, а не кому-то. Более откровенно данная позиция выглядит так: журналисты призваны честно информировать общество, а вот о чем информировать - это уж они выберут сами. То есть возникал парадокс: журналисты провозглашают и отстаивают право доступа к информации, но получив ее, будут прислушиваться к своим ощущениям: интересно - неинтересно, и в зависимости от результата информировать или нет население.
Может быть парадокс несколько надуманный, но ясно, что в нем заложен основополагающий принцип современной журналистики. СМИ не поддаются идеологическому воздействию, поскольку исчезли жесткие условия публиковать только одну единственно правильную линию. СМИ, в принципе, (а не в отдельных примерах) ничего кроме ненависти не продемонстрируют к попыткам их подкупа. Журналисты не потерпят неуважения к себе как представителям второй древнейшей профессии. Журналисты могут быть только партнерами.
В чем же заключается тогда идея правовой журналистики.
Во-первых, основным содержанием правовой журналистики является право, способы и формы его утверждения в жизнь, процессы правообразования, правоприменения и правоохраны.
Во-вторых, признание журналистов равноправными партнерами, а не средством или каналом передачи информации.
Первое и второе характеризует принципы открытого демократического общества.
В-третьих, признание СМИ субъектом формирования политики в сфере права, самостоятельным правовым субъектом, заявляющим о своих правопритязаниях и требующим защиты и охраны своих интересов. Данная линия противостоит идеям идеологического давления или подкупа СМИ.
В-четвертых, утверждение СМИ как институционального устройства общественной коммуникации, подразумевающее, что отдельное издание, программа должно рассматриваться как общественный институт, а не как инструмент манипуляции (орудие, средство, канал). Такая фиксация подразумевает переход СМИ от самоцензуры к публично объявленным правилам принятия публикаций. Издание, программа, имеющие свою линию, должны ее опубликовать, поскольку такая линия есть составляющая политики.
Что необходимо, чтобы партнерские отношения состоялись.
1. Нужны исследовательские проекты, анализирующие различные стратегии в сфере действия СМИ и участия их в политике. Например, полезно исследовать влияние СМИ на формирование общественного правосознания, выделив в нем (во влиянии) целенаправленную (искусственную) и фоновую (естественную) компоненты . Результатами исследований могут стать новые стратегии СМИ, подготовка республиканских и местных программ в области пропаганды права, связей с общественностью и т.п.
Нужны проекты нормативного характера, связанные с установлением и поддержанием «правил честной игры» как внутри журналистского сообщества (журналистская этика), так и при взаимодействии с профессиональными сообществами (с юристами, в частности). Результатом могут стать создание кодексов профессиональной этики не вообще журналистов ( должно быть сохранено многоголосие), а журналистов, работающих на право, например. Или журналистов, работающих в определенной особой территориальной сфере (в столице, например).
3. Разновидностью нормативных проектов могут стать договоры между профессиональными сообществами. Например, между журналистами и судьями, прокуратурой, МВД и ГСК. В этих соглашениях можно было бы договориться о правилах поведения и разбирательства мирными средствами, не доводя дело до арестов, исков о защите чести и достоинства.
Возможно, ситуация в республике еще не дозрела до принятия таких решений и разработки кодексов этики и взаимных договоров, поскольку выполнение всякого соглашения возможно лишь при условии его осознанного и добровольного принятия. Но увидеть возможную и добавим, желательную перспективу развития правовой журналистики через такого рода предложения можно.
(Многие из представленных здесь положений составляют содержание дискуссий о правовой журналистике, проходящих в России. См.: Судебная реформа: проблемы анализа и освещения. М., 1996.)