моральное оправдание в ценностных рамках какой-либо из существующих культурных парадигм. Кроме того, равно допустима и позиция, отрицающая необходимость какого-либо морального оправдания (политика интересов, а не ценностей).
Как же преодолевает данную ситуацию либеральный институционализм? В решении поставленных вопросов автор ориентируется на идеи
деонтологического либерализма, разработанного одним из крупнейших американских философов XX века Дж. Ролзом. Основными постулатами деонтологического либерализма, позволяющими ему преодолеть вызов релятивизма, являются
«метод избегания» (см. примеч. 8),
приоритет права над благом и
признание возможности существования принципов Справедливости, не зависящих от конкретного выбора теории Блага: «Хотя либерализм отрицает возможность объективного морального порядка, он отнюдь не утверждает, что все сойдет, – полагает известный специалист в области современного либерализма М. Сэндел. – Он утверждает Справедливость, а не нигилизм. Деонтологическое понятие вселенной, лишенной внутреннего смысла, не означает, что мир не подчиняется никаким регулятивным принципам; оно предполагает, что моральный универсум населен субъектами, способными самостоятельно конструировать смыслы»
[1].
Но почему смыслы, которые мы конструируем, оказываются соизмеримы? Ведь если бы речь шла о каких-то социально и психологически нагруженных смыслах, то даже если эти смыслы культурно нормированы, мы оказываемся отброшены к ситуации культурного релятивизма. Вот здесь-то и становится важен
приоритет права над благом. Если в случае блага мы являемся
агентами выбора, то в случае права мы являемся
агентами конструирования. Мы создаем свои представления о Благе, будучи
эмпирическими (т.е. социально и психологически нагруженными, а также культурно-нормированными) индивидуальными Я – в то время как принципы Справедливости мы вырабатываем, будучи
ноуменальными Я в смысле Канта или участниками исходной позиции в смысле Ролза: «Принципы, которые мы вырабатываем, будучи ноуменальным Я, ограничивают (но не обуславливают) цели, которые мы выбираем, будучи индивидуальным Я. Это и выражает приоритет права над благом»
[2].
13. Стало быть, по отношению к представлениям о Благе и смыслам, связанным с индивидуальным выбором, – действительно, anything goes:
[1] Сэндел М. Дж. Либерализм и пределы справедливости / Современный либерализм… С. 210. Помимо основной работы Дж. Ролза “Теория справедливости” (Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. Англ. оригинал:
Rawls J. Theory of Justice. - Cambridge (Mass.): Harvard UP, 1971. Сформулированная в этой книге теория справедливости как честности (the theory of justice as fairness) общепризнанно считается парадигмальным выражением современной либеральной философии), реконструкция Сэндела опирается на более поздние работы Ролза, в которых он, отвечая на возражения оппонентов, корректирует свою позицию и разъясняет ее основания. См.:
Rawls J. Well-ordered Society // Philosophy, Politics and Society. 5th series / Laslett P., Fishkin J. (eds.). New Haven: Yale University Press, 1979. P. 7;
Rawls J. Kantian Constructivism in Moral Theory: The Dewey Lectures 1980, Journal of Philosophy, 77 (1980). P. 544–545.
[2] Сэндел М. Дж. Либерализм и пределы справедливости… С. 210.