Форма работы печатная

Суверенитет права – основа независимости страны (тезисы доклада)
От Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР к действующему Основному закону Республики Казахстан: институциональное развитие конституционных прав и свобод человека и гражданина / Материалы Международной научно-практической конференции 20-21 октября 2005 года. Алматы. 2005. С. 45-48.
А.А.Матюхин – доктор юридических наук

Суверенитет права – основа независимости страны
(Тезисы доклада)

1. Конституция государства является важнейшим документом, выражающим –с учетом особенностей Казахстана –принципы правового государства и самоограничения власти через признание верховенства права.

2. Реализация принципа верховенства права через верховенство Конституции означает:
во-первых, закрепление и гарантирование правовым актом высшей юридической силы прав личности: человека и гражданина;
во-вторых, задание правовых рамок деятельности институтов власти, определение самих этих институтов, их отношений между собой и с народом.

3. Важной задачей конституционного определения институтов власти является установление их разделения и порядка взаимодействия. И Конституция Казахстана 1995 года успешно решает данную задачу. Но это –не единственная функция Конституции по отношению к институтам государственной власти.
В условиях, когда усиливаются попытки реструктуризации постсоветского пространства по сценариям внешних сил, действующих хотя и под лозунгами демократии и прав человека, но в собственных интересах, наиболее актуальной задачей конституционного определения институтов власти является сохранения за ними суверенитета права.
Без суверенитета права, то есть исключительного права народа и уполномоченных им институтов государственной власти самостоятельно определять, что есть демократия, права человека, легитимность власти, справедливость и т.д., невозможен и государственный суверенитет, невозможно в конечном счете сохранение независимости Казахстана.

4. Суверенитет права тесно связан с государственной идеей, выступающей в качестве основания для самостоятельных суждений и оценок по перечисленным выше важнейшим вопросам.
Если такого основания нет, то суждения и оценки по поводу демократии, прав человека, легитимности и справедливости отношений власти и народа становятся несамостоятельными, заимствованными извне – что в конечном
счете, приводит к переносу центра принятия важнейших для государства решений за его пределы.

5. Конституционное определение институтов государственной власти не может ограничиться установлением конституционных норм и принятием законодательных актов, предусмотренных Конституцией.
Институты власти не сводятся к «совокупностям норм, регулирующих однородные общественные отношения». Институты власти – это, говоря языком выдающегося французского правоведа и социолога М.Ориу, институты-корпорации, представляющие собой не просто совокупности норм, но и реализующие их социальные организации (учреждения), деятельность которых подчинена определенным принципам и предназначению.
Предназначение института государственной власти – это идеальный, культурно-значимый смысл, стоящий за совокупностью функций, приписываемых данному институту.

6. То, что является общим в предназначении всех институтов государственной власти и превращает их в слаженно функционирующие звенья разделенного на институциональные компоненты, но в то же время единого механизма государственной власти, и есть государственная идея.
Именно государственная идея является основанием для самостоятельных суждений и оценок, позволяющих сохранять суверенитет права и, в конечном счете, государственный суверенитет (см. тезис 3).
Именно государственная идея становится «общим знаменателем» для взаимодействия сторон политического конфликта при применении согласительных процедур, позволяя им находить общий язык, понимать друг друга и приходить к компромиссному решению.
Именно государственная идея, соответствуя культурным традициям и ментальности народа, соотносясь с духовными опорами институтов государственной власти и государства в целом, обеспечивает легитимность последнего в восприятии граждан.

7. Каково соотношение государственной идеи и Конституции?
Конституция – важнейший институт правового государства, «венчающий» конструкцию всех других его институтов. Можно сказать, что Конституция – это своего рода «институт институтов», поскольку, будучи институтом сама, она создает одно из необходимых условий институционализации власти в правовом государстве, осуществления верховенства права и слаженности функционирования всех институтов государственной власти в правовом поле.
Именно Конституция, определяя статус и предназначение институтов государственной власти, является наиболее емким и развернутым выражением государственной идеи в нормативно-правовой форме.

8. Конституция – не только правовой институт, но, будучи выражением принципа верховенства права, она является также и авторитетным институтом власти в правовом государстве. Как и другие институты государственной власти, Конституция – это не только совокупность норм, но и институт-корпорация.
Непосредственным организационным механизмом обеспечения действия Конституции Казахстана 1995 года (который можно назвать «конституционной властью») является орган конституционного контроля/надзора – Конституционный Совет.
В широком смысле к этому организационному механизму следует добавить деятельность Президента в качестве символа и гаранта Конституции, а также прописанные в конституционном законодательстве права обращения в Конституционный Совет Парламентом, судами и гражданами с целью получения официального толкования и устранения возможных конституционных деликтов.

9. С момента, когда народ Казахстана принял Конституцию 1995 года, прошло десять лет. За это время Конституция укрепила свой авторитет, и участники законодательного процесса, а также все, кто уполномочен применять действующее право, не раз убеждались в ее мудрости.
Однако жизнь не стоит на месте. Казахстан – как молодое независимое государство – быстро развивается: высокими темпами растет экономика, укрепляется благосостояние граждан и авторитет страны на международной арене. За десять лет появились и новые вызовы времени – международный терроризм, а также ставшее реакцией на это зло возрастающее стремление некоторых государств навязывать миру собственное понимание свободы, демократии и т.д. Отвечает ли этим новым вызовам действующая Конституция?
7 октября 1998 года Парламент Республики уже принимал поправки к Конституции. Можем ли мы сказать, что время для изменений пришло и сейчас? Думается, такой вывод будет преждевременным.
Однако было бы весьма актуально и полезно для страны, если бы ведущие ученые – правоведы, политологи, специалисты по международным отношениям, экономисты подготовили бы проблемно-исследовательский комментарий к действующей Конституции.
Важнейшей задачей такой работы было бы ответить, насколько содержание норм Конституции отвечает вызовам времени, а также оценить, позволяют ли имеющиеся организационные механизмы реализации конституционных норм решать задачи укрепления легитимности институтов государственной власти, сохранения за Казахстаном суверенитета права? Какие здесь могут быть разрывы, сбои взаимодействия институтов государственной власти между собой и с гражданами, или какие могут возникать искажения правопонимания?
Только после появления и самого широкого обсуждения такого авторитетного комментария можно будет решать, нужны ли изменения действующей Конституции – правового документа, прослужившего стране десять лет и полностью оправдавшего возлагавшиеся на него надежды