Именно Конституция, определяя статус и предназначение институтов государственной власти, является наиболее емким и развернутым выражением государственной идеи в нормативно-правовой форме.
8. Конституция – не только правовой институт, но, будучи выражением принципа верховенства права, она является также и авторитетным институтом власти в правовом государстве. Как и другие институты государственной власти, Конституция – это не только совокупность норм, но и институт-корпорация.
Непосредственным организационным механизмом обеспечения действия Конституции Казахстана 1995 года (который можно назвать «конституционной властью») является орган конституционного контроля/надзора – Конституционный Совет.
В широком смысле к этому организационному механизму следует добавить деятельность Президента в качестве символа и гаранта Конституции, а также прописанные в конституционном законодательстве права обращения в Конституционный Совет Парламентом, судами и гражданами с целью получения официального толкования и устранения возможных конституционных деликтов.
9. С момента, когда народ Казахстана принял Конституцию 1995 года, прошло десять лет. За это время Конституция укрепила свой авторитет, и участники законодательного процесса, а также все, кто уполномочен применять действующее право, не раз убеждались в ее мудрости.
Однако жизнь не стоит на месте. Казахстан – как молодое независимое государство – быстро развивается: высокими темпами растет экономика, укрепляется благосостояние граждан и авторитет страны на международной арене. За десять лет появились и новые вызовы времени – международный терроризм, а также ставшее реакцией на это зло возрастающее стремление некоторых государств навязывать миру собственное понимание свободы, демократии и т.д. Отвечает ли этим новым вызовам действующая Конституция?
7 октября 1998 года Парламент Республики уже принимал поправки к Конституции. Можем ли мы сказать, что время для изменений пришло и сейчас? Думается, такой вывод будет преждевременным.
Однако было бы весьма актуально и полезно для страны, если бы ведущие ученые – правоведы, политологи, специалисты по международным отношениям, экономисты подготовили бы проблемно-исследовательский комментарий к действующей Конституции.
Важнейшей задачей такой работы было бы ответить, насколько содержание норм Конституции отвечает вызовам времени, а также оценить, позволяют ли имеющиеся организационные механизмы реализации конституционных норм решать задачи укрепления легитимности институтов государственной власти, сохранения за Казахстаном суверенитета права? Какие здесь могут быть разрывы, сбои взаимодействия институтов государственной власти между собой и с гражданами, или какие могут возникать искажения правопонимания?
Только после появления и самого широкого обсуждения такого авторитетного комментария можно будет решать, нужны ли изменения действующей Конституции – правового документа, прослужившего стране десять лет и полностью оправдавшего возлагавшиеся на него надежды