влияние на политическую и правовую культуру депутатов, чиновников, судей, избирателей, что, в конечном счете, сказывается на практике.
Опыт, накопленный за последние годы, подтвердил жизненность и известную эффективность принятых теоретических обоснований, воплощенных в конституционном строе Казахстана. При этом принципиально новую методологическую рамку анализа проблем парламентаризма задает продолжающийся процесс становления Парламента как реально действующего законотворческого и представительного института политико-правового пространства, функционирующего на основе состязательности.
Состязательные институты (парламент, суд и др.) обладают нормативно определенными процессуальными формами, подразумевают сложное взаимодействие сторон, интересы (цели, принципы, ценности) которых не совпадают.
При состязательном взаимодействии различных групп в парламенте каждая из сторон стремится придать в каждом конкретном случае делегированной воле своих избирателей (сторонников) определенное содержание, пытается выстроить стройную аргументацию и систему доказательств собственной версии законопроекта, которая, по правилам поведения, ставится под сомнение другой стороной. Парламент действует как коллективный субъект, стремящийся найти способ и форму сопряжения разнонаправленных воль.
Наличие у парламента коллективной субъектности позволяет ему, во-первых, выступать одним из субъектов государственной власти в политико-правовом пространстве ее осуществления; во-вторых, консолидировать политическую волю граждан, избравших данный состав парламента и доверивших ему законодательные полномочия. Но эта консолидация воли происходит путем политической борьбы, что отражает многообразие общественных интересов, представленных в парламенте. Консолидация воли избирателей будет тем значимей, чем ярче будут представлены разновекторные проявления общественно-политических пристрастий. Выразителем таких пристрастий выступают политические партии.
Политические партии – важный элемент государственности, оформляющие волю гражданского общества и воздействующий на государство в интересах того или иного варианта развития. Наличие оформленных политических партий придает устойчивость и стабильность государственности.
Парламент – институт власти, за влияние в котором борются политические партии.
Процессуальной формой проявления властного отношения в парламенте выступает законодательный процесс: от законодательной инициативы до определения условий и срока введения в действие закона. Процессуальная форма власти подразумевает организационные и формально определенные места в механизме законодательной власти. Это фракции, депутатские группы, комиссии, президиум и т.д., между которыми устанавливаются отношения субординации, иерархии, стратификации, а также процедуры и правила взаимодействия субъектов, занимающих такие места.
Институциональная форма законодательной власти проявляется в ее соотношении с другими субъектами государственной власти, действующими в политико-правовом пространстве. Как один из институтов государственной власти законодательный орган не руководит властью прямого, непосредственного действия, а путем издания законов формирует и контролирует способы и условия ее функционирования и реализации ее актов. Это органы исполнительной власти разного уровня, Президент, прокуратура, органы дознания и предварительного расследования по уголовным делам, органы местного самоуправления.
С правовых позиций задачей законодательной власти является создание таких требований, конструкций, правил, которые бы способствовали поддержанию равновесия, равноправия, равенства непосредственной власти и населения, а также граждан и их общностей между собой.