Форма работы печатная

Парламентская состязательность на основе многопартийности как условие стабильного развития Казахстана: статья. (и рукопись)
Перспективы казахстанского парламентаризма как важнейшего института демократизации и устойчивого развития страны. Материалы международной научно-практической конференции 27 мая 2005 года. - Астана. 2005. С.410-414

Форма работы печатная

Парламентская состязательность на основе многопартийности как условие стабильного развития Казахстана: статья. (и рукопись)
Перспективы казахстанского парламентаризма как важнейшего института демократизации и устойчивого развития страны. Материалы международной научно-практической конференции 27 мая 2005 года. - Астана. 2005. С.410-414
А.А.Матюхин – доктор юридических наук, ректор Академии юриспруденции-Высшей школы права «Адилет».

Парламентская состязательность на основе многопартийности как условие стабильного развития Казахстана


Десятилетие действующей Конституции Казахстана выдвигает ряд вопросов по совершенствованию государственной власти вообще и ее законодательной ветви в особенности. Усложнение нормотворческого (законодательного) процесса, усиление трудностей правоприменения, необходимость нахождения адекватных форм для осуществления процессов демократизации, изменения в правовой и политической культуре казахстанского общества, обеспечение конституционного правопорядка, проблемность в реализации отдельных конституционных норм, настоятельная потребность достижения открытых, справедливых, прозрачных выборов, поиск путей направления конкурентных политических интересов в единое русло поступательной общественной динамики и устойчивого развития, определение ориентиров развития, поиск идентификационных характеристик, обострение коммуникационных отношений внутри страны и сложнооцениваемые международные события – таков неполный перечень причин обращения к анализу действий институтов политико-правового пространства.
Необходимость устойчивого развития, воспринимаемое как ценность, наличие долговременного порядка, основанного на законе, предсказуемость ближайших и долгосрочных общественных изменений определяют направления теоретических и практических усилий.
Субъекты государственной власти – Парламент, Правительство, суды, Президент, Конституционный Совет, прокуратура, органы дознания и предварительного расследования по уголовным делам, органы местного государственного управления и самоуправления – с момента своего формирования помещены в конституционно-правовые рамки. А пространство, в котором они взаимодействуют, используя в том числе и механизмы сдержек и противовесов, по своей природе выступает как политико-правовое.
Политико-правовое пространство, по понятию, предполагает наличие в обществе разнообразных , подчас противостоящих друг другу интересов. А стабильность взаимодействия различных субъектов политической активности, которая не должна приводить к физическому и силовому противостоянию обеспечивают нормативно обозначенные правила поведения, правила ведения политической «игры».
Такие правила определяются, формулируются и принимаются, прежде всего, законодательным органом – Парламентом.
Специфика казахстанского парламентаризма и демократии, основывающаяся на традициях и принципах западной демократии и опытом ведущих государств Юго-Восточной Азии, традициях многонационального и многоконфессионального народа, находит свое проявление в том, чтобы в конкретных условиях найти баланс между состязательностью и устойчивостью, стабильностью. Устойчивое развитие – как раз и есть такой баланс, обеспечивающий стабильность самого хода изменений, обозначаемых и инициируемых законотворчеством.
Сам парламент руководствуется соответствующими нормами по осуществлению своей миссии, которая будет тем успешнее, чем проработанней и аргументированней будет теоретико-интеллектуальная основа его функционирования.
На качестве работы парламента то или иное теоретическое решение отражается как непосредственно (выводы теории – руководство к действию), так и опосредованно – через формирование тех или иных установок, стереотипов правопонимания, оказываю
влияние на политическую и правовую культуру депутатов, чиновников, судей, избирателей, что, в конечном счете, сказывается на практике.
Опыт, накопленный за последние годы, подтвердил жизненность и известную эффективность принятых теоретических обоснований, воплощенных в конституционном строе Казахстана. При этом принципиально новую методологическую рамку анализа проблем парламентаризма задает продолжающийся процесс становления Парламента как реально действующего законотворческого и представительного института политико-правового пространства, функционирующего на основе состязательности.
Состязательные институты (парламент, суд и др.) обладают нормативно определенными процессуальными формами, подразумевают сложное взаимодействие сторон, интересы (цели, принципы, ценности) которых не совпадают.
При состязательном взаимодействии различных групп в парламенте каждая из сторон стремится придать в каждом конкретном случае делегированной воле своих избирателей (сторонников) определенное содержание, пытается выстроить стройную аргументацию и систему доказательств собственной версии законопроекта, которая, по правилам поведения, ставится под сомнение другой стороной. Парламент действует как коллективный субъект, стремящийся найти способ и форму сопряжения разнонаправленных воль.
Наличие у парламента коллективной субъектности позволяет ему, во-первых, выступать одним из субъектов государственной власти в политико-правовом пространстве ее осуществления; во-вторых, консолидировать политическую волю граждан, избравших данный состав парламента и доверивших ему законодательные полномочия. Но эта консолидация воли происходит путем политической борьбы, что отражает многообразие общественных интересов, представленных в парламенте. Консолидация воли избирателей будет тем значимей, чем ярче будут представлены разновекторные проявления общественно-политических пристрастий. Выразителем таких пристрастий выступают политические партии.
Политические партии – важный элемент государственности, оформляющие волю гражданского общества и воздействующий на государство в интересах того или иного варианта развития. Наличие оформленных политических партий придает устойчивость и стабильность государственности.
Парламент – институт власти, за влияние в котором борются политические партии.
Процессуальной формой проявления властного отношения в парламенте выступает законодательный процесс: от законодательной инициативы до определения условий и срока введения в действие закона. Процессуальная форма власти подразумевает организационные и формально определенные места в механизме законодательной власти. Это фракции, депутатские группы, комиссии, президиум и т.д., между которыми устанавливаются отношения субординации, иерархии, стратификации, а также процедуры и правила взаимодействия субъектов, занимающих такие места.
Институциональная форма законодательной власти проявляется в ее соотношении с другими субъектами государственной власти, действующими в политико-правовом пространстве. Как один из институтов государственной власти законодательный орган не руководит властью прямого, непосредственного действия, а путем издания законов формирует и контролирует способы и условия ее функционирования и реализации ее актов. Это органы исполнительной власти разного уровня, Президент, прокуратура, органы дознания и предварительного расследования по уголовным делам, органы местного самоуправления.
С правовых позиций задачей законодательной власти является создание таких требований, конструкций, правил, которые бы способствовали поддержанию равновесия, равноправия, равенства непосредственной власти и населения, а также граждан и их общностей между собой.
Имеются ограничения и на саму законодательную власть. Парламентарии, как правило, являются лишь представителями различных гражданских интересов, что порождает, по меньшей мере, две проблемы. Первая заключается в некомпетентности самих депутатов, проявляющейся при решении профессиональных вопросов. Вторая – в их приверженности сиюминутным интересам, особенно при распределении конкретных благ. И то и другое может повлечь попрание общегосударственных интересов. Парламент же в целом есть выразитель именно общегосударственного интереса, а не интересов политических партий. Именно в этом состоит его институциональная идея.
Общегосударственные идеалы, ценности и принципы, как проявление общего интереса, закреплены в Конституции. Для контроля за исполнением конституции, в том числе и законодательной властью учрежден особый орган – Конституционный Совет.
Идея и предназначение государственной власти выражается также в государственной идеологии, элементы которой проявляются, например, в ежегодных посланиях Президента народу Казахстана.
Базовая институциональная идея законодательной власти состоит в добровольном отчуждении воли граждан (народа как источника власти) через механизмы представительства для реализации тех благ, которых индивидуальная воля не может достигнуть иначе, чем через государство.
Современные государства реализацию этих благ граждан, составляющих их Общее Благо, обеспечивают через поддержание системы общественных возможностей, гарантированных всем гражданам.
Представительство на уровне принципа означает проявление всех наиболее существенных общественных интересов, прежде всего, экономических. Представительство различных слоев, групп, страт, общностей граждан в органе законодательной власти значимо с позиций достижения согласия как условия развития казахстанского общества. Гражданин имеет право на собственную общественную активность и на участие в правотворческой деятельности непосредственно и через представительство своих интересов другими субъектами: депутатами и политическими партиями.
Представительство есть необходимое условие действия принципа демократизма. Общественные интересы субъектов в области законодательствования должны быть представлены и проявлены, а напряжения, трудности в социальных процессах должны стать предметом рассмотрения законодателей. Для отчетливого, обоснованного, квалифицированного представительства и создаются и действуют политические партии.
В политико-правовом пространстве, кроме власти, должны быть представлены и различные политические партии, опирающиеся на многообразие партийных идеологий. Но эти идеологии есть проявление соответствующих гражданских интересов. Состязательность в рамках парламентских процедур позволяет выявить общий интерес, а, следовательно, и обеспечить стабильное и устойчивое развитие страны.
Парламентские партии по своей сути выступают как смешанные – государственно-общественные – политические институты. Государственными они являются как участники институтов законодательной власти государства – и в этом своем качестве они в полной мере подвержены стратегическим воздействиям Президента и его Администрации. Избежать незавидной судьбы «виртуальной» конструкции президентской власти может лишь партия, имеющая прочную социальную поддержку и авторитет действительно общественно-политической организации, обладающей не только программными лозунгами (их легко могут сочинить политтехнологи), но и собственными традициями, уважаемыми в обществе ценностями и т.д. Формирование таких общественно-политических институтов может быть лишь результатом исторически длительного процесса образования (в обоих основных смыслах этого слова) и структурирования гражданского общества.
Выявление общегосударственного интереса возможно наиболее отчетливо на основе состязательности, участниками которой выступают политические партии, объективирующие свои намерения посредством представительства определенных интересов соответствующей общественно-политической группы населения страны. Чем четче обозначены основания политических позиций, тем жестче пройдет коммуникация, а, следовательно, более рельефнее проявится весь спектр расхождений, но и совпадений! За счет парламентских процедур будет сформирован учитывающий общегосударственый интерес результат, который и закрепится соответствующим актом. Реализация положений такого акта – легальное и легитимное основание общественной стабильности и устойчивого развития Казахстана.