Форма работы печатная
возможна ли демаркационная линия?
Критические размышления о книге О.Э. Лейста «Сущность права»[1]
Предмет критики и пространство рефлексивного размышления (методологическое введение)
Жанр этого текста есть «критика» в точном философско-методологическом смысле этого слова. Широко известным примером такой трактовки «критики» является подзаголовок «Капитала» К. Маркса: «Критика политической экономии».1
Выход в свет рецензируемой книги, несомненно, является неординарным событием для правоведения всего постсоветского пространства. Не так уж много у нас работ по проблемам теории и философии права, в которых со всей серьезностью и ответственностью ставился бы вопрос о сущности права. И уж совсем мало книг, где автор, проявив должное внимание к возникающим при постановке данного вопроса методологическим сложностям, решается дать достаточно определенный ответ.5
Понятийно-теоретической формой правосознания являются концепции права. В них право рассматривается с разных сторон, в том числе и в его отношении к правосознанию. В этом плане концепции права как представители научно-философской формы правосознания осмысливают и сами себя в отношении к праву, выступают как рефлексивное, хорошо артикулированное и «прописанное» правосознание. Что же говорят основные концепции права по вопросу о связи (или, наоборот, разграничении) права и правосознания?7
«Существование разнообразных правопониманий, - пишет О.Э. Лейст, - обусловлено сложностью объекта исследования (право), методом, углом зрения исследователя и нередко идеологическими установками. Это разнообразие, плюрализм мнений о праве само может стать предпосылкой и причиной разных идейно-политических доктрин и акций. Многие конфликты современного мира – международные, внутригосударственные, социальные, национальные и другие, связаны с проблемами правовыми, их различным пониманием и толкованием» (с. 13).8
Как видим, «нестыковка» правовых систем основана прежде всего на различии правосознаний (языков, типов юридического мышления, рамок правопонимания и т.д.) Опыт урегулирования этноконфессиональных конфликтов свидетельствует, что без взаимопонимания на уровне правосознаний даже согласованные в ходе длительных переговоров нормы и принципы соблюдаться не будут. Поэтому, как было показано в п. 6, общее понятие «правовой системы» (которое могло бы выступать основанием для взаимопонимания сторон и выработки принципов устойчивого правопорядка) должно охватывать и понятие «право», и понятие «правосознание».9
«Важной проблемой правоведения является соотношение правовых норм и существующих общественных отношений», - считает О.Э. Лейст (с. 29). Предложенное им понятие права как правопорядка лишь указывает на желательное положение дел: правовые нормы должны «без искажений» воплотиться в правоотношениях. Но одновременно это и постановка проблемы: как преодолеть разрыв между правовыми нормами и реальными общественными отношениями, которые не желают им подчиняться? Каков механизм, гарантирующий восстановление правопорядка и действующий, если использовать терминологию Н. Лумана, в рамках легитимного порядка принуждения? Чем обеспечивается устойчивое воспроизводство правопорядка, т.е. стабильность права?10
Проделанная нами реконструкция трактовки О.Э. Лейстом проблем соотношения права и правосознания, права и общества, правовых норм и правоотношений позволяет уточнить предложенную ранее (в п. 5) квалификацию его позиции среди трех основных концепций права. Напомним, что там мы определили его взгляды как соединение позитивно-нормативной и социологической концепций, опирающихся соответственно на категории «правовая норма» и «правоотношение». В то же время его точка зрения противопоставлялась естественно-правовой концепции, поскольку предполагала вынесение категории «правосознание» за рамки понятия права.11
Именно из третьей позиции, сравнивая основные концепции права, О.Э. Лейст констатирует невозможность их объединения в интегративной теории (с. 274-275). Как это соотносится с его теоретическим (первая позиция) стремлением соединить позитивно-нормативную и социологическую концепции? Обратимся к позиционному анализу, который в данном случае применяет уже сам О.Э. Лейст: «В динамике правовой системы три концепции права имеют разных адресатов, – пишет он. – Цель законодателя – обеспечить перевод категорий естественного права в позитивное право, выраженное в текстах нормативных актов. Деятельность правоприменителя (и реализация права вообще) – это переход от позитивно-правовых к социологическим понятиям, от правовых норм к правоотношениям. Задача политика – обеспечить перевод социальных потребностей, выявившихся в процессе функционирования правопорядка, в категории правосознания, способные найти признание в общественном мнении и воплощение в законе» (с. 273).12
Вопрос о сущности права, без ответа на который невозможно построение никакой концепции права (в том числе и синтетической) находится, по мнению О.Э. Лейста, в компетенции философии права, арсенал средств которой не ограничен только юридическими категориями. Анализируя социальные основы права, О.Э. Лейст дает свою оценку ряда философских версий по поводу сущности права: это идеи классовой, государственной или всеобщей воли, социальной солидарности, «объективных норм», свободы, меры свободы, порядка и социальной стабильности, общего блага, борьбы со злом и т.д. Сам он предлагает «считать главной целью права порядок и социальную стабильность» (с. 38), однако в другом месте подчеркивает: «Именно с философско-правовых позиций ни одна из общих концепций права не может быть надежной основой ни порядка, ни свободы… Суть дела в том, что между крайними точками зрения трех концепций находится не истина, а сложнейшее общественное явление – право, которое в любой из своих частей может стать и бытием свободы, и орудием порабощения и произвола, и компромиссом общественных интересов, и основой порядка, и пустой, бессильной декларацией, и надежной опорой прав личности, и узаконением тирании и произвола» (с. 275).13
В начале XX века необходимость выделения из правосознания именно той «части», которая отвечает за функционирование институций, понял М. Ориу, предложивший институциональный подход, синтетическая методология которого подразумевает соединение социологического и формально-юридического методов рассмотрения. Ключевое для этого подхода понятие правового института (институции) традиционно как для правоведения, так и для социологии, и дает надежду на объединение положительных достижений социологической и позитивно-нормативной концепций права[1]. При этом, считая правовой институт юридической формой реализации направляющей идеи (см. примеч. 28), М. Ориу включает в механизм его функционирования институциональное сознание. Благодаря этому он по сути начинает понимать институт как социокультурный, преодолев две крайности его трактовки: спиритуализацию и редукционизм.Май-сентябрь 2003 г.