подразумевающий, что закон, принимаемый властью, является обязательным и для нее самой, а не только для подвластных, как в полицейском государстве. Важным частным случаем реализации принципа подзаконности власти является связанность действий любой власти (не только исполнительной и судебной, но и законодательной) нормами Конституции.
Современные особенности применения данного принципа удачно раскрываются рассмотренными выше условиями функционирования «современной демократии» по Каркассону. «Подзаконная» власть должна
иметь возможность исполнить закон, для чего ей необходимы средства управления (второе условие). С другой стороны,
в современном демократическом правовом государстве управляющие отвечают перед управляемыми (третье условие)
именно и в первую очередь за неисполнение закона – и уж потом за неисполнение предвыборных обещаний и т.п. Выборность же (первое условие) образует механизм политической ответственности перед управляемыми
лишь тогда, когда принцип подзаконности соблюден. В противном случае вступают в действие другие механизмы – например, отстранения от должности.
Второй принцип – гарантированность прав личности (человека и гражданина): “Основу прочного правопорядка составляет свобода личности и ее неприкосновенность”
[1]. В целях противостояния произволу власти должны быть созданы реальные
возможности защиты прав и свобод человека – и, прежде всего, через суд. При этом суд из способа преследования или неравноправной тяжбы (инквизиционный суд) становится средством защиты права, местом, где на основе состязательного процесса вершится правосудие, восстанавливается справедливость – это касается в том числе и нарушений правил «честной игры» в ходе выборов. Без соблюдения данного принципа невозможно не только проведение выборов, но и само существование гражданского общества и общественно-политических институтов, которые, вместе с правовым государством и дополняя его, образуют базис современной демократии.
Третий принцип – верховенство права через верховенство Конституции, что означает конституционную закрепленность и гарантированность прав личности, человека и гражданина, а также подзаконности власти. Указанный принцип, придающий конституционную значимость и условиям функционирования «современной демократии» по Каркассону, имеет прямое действие на все ветви власти.
4. Собственно говоря, принцип верховенства права через верховенство Конституции задает важнейшие функции конституции в правовом государстве:
· закрепление в правовом акте высшей юридической силы и гарантирование прав личности, человека и гражданина;
· закрепление конституционного порядка как подзаконности власти конституции.
В условиях, когда усиливаются попытки реструктуризации постсоветского пространства по сценариям внешних сил, действующих хотя и под лозунгами демократии и прав человека, но в собственных интересах, наиболее актуальной задачей закрепления конституционного порядка в государстве является сохранения за ним
суверенитета права[2]. Без суверенитета права, то есть исключительного права народа и уполномоченных им институтов государственной власти самостоятельно определять, что есть демократия, права человека, легитимность власти, справедливость и т.д., невозможен и
государственный суверенитет, невозможно в конечном счете сохранение
независимости Казахстана.
Суверенитет права связан также с
государственной идеей, выступающей в качестве основания для самостоятельных суждений и оценок по перечисленным выше важнейшим вопросам. Если такого основания нет, то суждения и оценки по поводу демократии, прав человека, легитимности и справедливости отношений власти и народа становятся несамостоятельными, заимствованными извне – что, в конечном счете, приводит к переносу центра принятия важнейших для государства решений за его пределы
[3]. Ярким примером того, как институт государственной власти действует по заимствованным (или навязанным) извне основаниям, является действие Верховного Суда Украины, назначившего в 2004 году не предусмотренный Конституцией страны «третий тур» президентских выборов.
5. Важнейшим условием реализации институтами государственной власти суверенитета права является конституционное определение основных институтов власти, то есть закрепление в конституции их
статусов и важнейших полномочий, по возможности исключающее двусмысленную трактовку их действий. Институты власти, получившие такое определение и закрепление, назовем
конституционными.Полномочия конституционных институтов должны быть распределены так, чтобы даже в «чрезвычайных» (по К. Шмиту)
[4] и «революционных»
[5] ситуациях позволить государству сохранить за собой суверенитет права. В этом
[1] См.:
Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание) // Вехи. Из глубины. - М.: Правда, 1991. С. 128.
[2] Генисаретский О.И. Российская государственность в гражданско-правовой и корпоративной перспективе / Государство. Разграничение полномочий. Доклад Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа. Под ред. О.Б. Алексеева, О.И. Генисаретского, П.Г. Щедровицкого. – Нижний Новгород-Москва: ООО «Издательский дом «Третий Рим», ЦСИ ПФО, 2002.
[3] См.:
Шайхутдинов Р.Г. Охота на власть. – М., 2005.
[4] Ср.: «Сувереном является тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении». –
Шмит К. Политическая теология. Четыре главы к учению о суверенитете // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. / Нац. обществ.-науч. фонд; Рук. проекта Г.Ю. Семигин - М.: Мысль, 1999. С. 644.
[5] См.:
Шайхутдинов Р.Г. Указ. соч.