компонент власти», которое является расширением традиционного понятия «ветви власти» в рамках современных представлений о разделении властей
[1].
Представление об институциональных компонентах государственной власти, отличных от ее ветвей, возникает в рамках
институционально-функциональной теории государственной власти, связывающей последнюю с определенными
функциями государственного управления, получающими свое правовое оформление в виде
структурного деления власти на ряд компонентов с конституционно закрепленной компетенцией. Идеальный образец такого структурного деления, признанный конституционной нормой во многих странах, в том числе и в Казахстане, задает
классическая теория разделения властей, подразумевающая три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
Однако, в противовес данной классической теории, анализ разделов Конституции РК 1995 года, посвященных государственному управлению, и сопоставление конституционных норм с описанием реальных институтов государственной власти, действующих в РК, позволяет выделить б
ольшее число структурных институциональных компонентов государственной власти.
8. В частности, особая группа конституционных норм, задающих обособленные институты власти, посвящена не только трем «классическим» ветвям власти, но также
Президенту Республики Казахстан (как институту – «Президентской власти», или президентуре).
О том, правомерно ли в рамках казахстанской (и сходной с ней российской) модели разделения властей обособление Президентской власти в качестве «ветви» (т.е. «на равных» с тремя ветвями власти классической теории), в литературе ведется многолетняя дискуссия. Думается, что более близкое знакомство с особенностями функционирования французской модели президентуры, закрепляющей за Президентом функции верховного
арбитра по отношению к другим институтам власти
[2], позволит и юристам и политикам Содружества определить свои позиции по данному вопросу более разумно и взвешенно.
«В конечном итоге, – полагает Ги Каркассон, – президентские выборы при всеобщем, прямом голосовании упрочили сверхмогущество, часто определяемое как
республиканская монархия. Фактически, можно было бы обойтись и без этого, но было бы ложным полагать, что глава исполнительной
[1] См.:
Марача В.Г., Матюхин А.А. Правовые институты, сфера права, правовая культура // Научные труды “Адилет” (г. Алматы). 1998. №1(3);
Они же. Социокультурный анализ политико-правового пространства // Научные труды “Адилет” (г. Алматы). 1999. №1(5);
Матюхин А.А. Указ.соч
.; Марача В.Г., Матюхин А.А. Президентская власть в политико-правовом пространстве Российской государственности / Политика и политология: актуальный ракурс. Под общ. ред. И.А. Батаниной, М.Ю. Мизулина. – Москва-Тула: Изд-во ТулГУ, 2005.
[2] «Президент Республики следит за соблюдением Конституции. Он обеспечивает своим арбитражем законное функционирование публичных властей, а также преемственность государства» (статья 5 Конституции Французской Республики 1958 г.).