Примером правовой институциональной формы, восстанавливающей этот глубинный смысл Идеи Права применительно к конкретному казусу, является
состязательный процесс судопроизводства. Смысл идеи права как Идеи, стоящей за правовыми институтами, восстанавливается посредством судоговорения - особой коммуникации, в которой происходит борьба и взаимное ограничение интерпретаций одних и тех же свидетельств разными сторонами, каждая из которых создает свою
виртуальную реальность (логически возможный мир) и пытается добиться для нее статуса подлинной. Такую же ситуацию мы имеем и в
законотворчестве при
парламентском говорении: любая сколь угодно полная и непротиворечивая система законодательства (по версии одной из фракций) может быть противоречивой и пробельной по версии ее оппонентов. В качестве аргументов могут выдвигаться судебные прецеденты, интерпретации обычаев, правовые традиции, доктринальные положения, требующие правовой оценки и оформления факты социальных напряжений и т.п.
Замыканием системы законодательства служит Конституция, но и ее положения подвергаются интерпретации в общественной коммуникации. В этом плане можно говорить, что за счет состязательности, подразумевающей сосуществование разных возможных миров, происходит
размыкание правовой
системы и формирование правового
пространства.
. Разделение властей: институциональное воплощение ценностной рефлексии общества Институционализация сфер права и власти как выражение ценностной рефлексии общества То, что в пространстве судебного разбирательства или парламентских слушаний сосуществуют разные возможные миры, свидетельствует о том, что разделение существует и в большем общественном масштабе. Именно социальные напряжения и конфликты, наличие разных интересов и точек зрения служит поводом к судебному разбирательству (в конкретном случае) или к разработке и обсуждению нового законопроекта (при наличии большого числа случаев, типичного или важного специального случая).
Вернемся еще раз к вопросу об условиях устойчивости разделенногообщества..
Нужна рождающая законы “говорильня” - парламент, в котором самое важное - не то, что он создает законы - законы может создать и диктатор, и монарх, а то, что эти законы возникают в результате долгих прений между представителями различных групп общества. Смысл парламента не в создании законов, а в “говорении” вокруг законодательств. Такое (ценностно нагруженное - А.М.) говорение может и должно быть известно обществу. Но чтобы такое говорение обеспечить, необходимы правила, которые охраняют права на “говорение”, иными словами - парламентские процедуры. Именно эти процедуры и создают парламент как социальный институт - при их отсутствии он превращается просто в толпу, дирижируемую либо “руководством”, определяющим, кто и когда может выступить, либо демагогами, возбуждающими эмоции и заглушающими голос разума.
Процедура - это логика, вынесенная вовне, она создает для проявления разума социальный институт как своего рода “искусственный интеллект” (выделено нами - А.М.)
. (там же,с. 6-7].
[1]. [1] Следует отчетливо понимать, что обсуждаемые представления о власти по отношению к существующему состоянию государств Содружества имеет значение не описания этого состояния, а идеального типа. Более того, идеал либерального правового государства, через который проявлена и идея институционального разделения властей, в условиях СНГ имеет существенные ограничения для своего воплощения в реальность.
Наибольшей опасностью для утверждения институционального характера власти в странах СНГ являются традиционное небрежение к внешней форме, неисполнение законов; эти причины имеют глубокие исторические корни. Во всяком случае, появление высокой степени профессионализации выполнения общественных функций, независимости (в экономическом смысле) населения от государства, политических партий и других условий, обеспечивающих подлинную демократию, при которой только и возможна институциональная организация власти, для государств Содружества в ближайшем будущем проблематично.