Форма работы рукопись

Тесты по теории права. 1998
1998.12.14
Тесты по теории права

Современное правопонимание связано с:
1. Характеристикой права как воли господствующего класса, возведенной в закон.
2. Представлением права в качестве проявления человеческой психики, особенностей социальной психологии.
3. Утверждением права как способа обеспечения принципа всеобщего равенства.
4. Признанием существенной слабости права, неспособного урегулировать наиболее сложные общественные отношения.
5. Развитием естественнонаучных знаний в области технического прогресса.

Действующим правом по Конституции Республики Казахстан признаются:
1. Идеи справедливости, равенства, всеобщего благоденствия, межнационального согласия.
2. Конкретные общественные отношения, в которых проявляются и утверждаются принципы становления рыночных отношений и социально-политического переустройства казахстанского общества.
3. Нормы нормативно-правовых актов, международных договоров и иных обязательств республики, нормативных постановлений отдельных государственных органов.
4. Воля и интересы народа Казахстана, созидающего государственность на исконной казахской земле.
5. Деятельность Парламента, Президента, Конституционного Совета, Верховного Суда, Акимов.

Под объективным правом понимается:
1. Правовая система общества со всеми ее элементами в совокупности.
2. Совокупность правовых норм, выраженных в системе законодательства.
3. Комплекс прав, свобод и юридических обязанностей, составляющий правовой статус человека и гражданина.
4. Выделение объектов и предметов правового регулирования в конкретных отраслях права.
5. Содержание правоотношений в фактическом и юридическом отношении.

Под субъективным правом понимается:
1. Правовой статус граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.
2. Правовое положение человека и гражданина по Конституции Республики Казахстан.
3. Признаваемые и гарантированные государством возможности поведения человека и гражданина.
4. Правоспособность и дееспособность физических лиц, компетенция юридических лиц.
5. Подтвержденное судом правомочие лица, обратившегося в суд с иском о защите своих прав.

Представителями нормативистской концепции сущности права являются:
1. Аристотель, Михайловский.
2. Фрезер, Петражицкий.
3. Гумплович, Каутский.
4. Иеринг, Алексеев.
5. Спиноза, Радищев.
Представителями социологической концепции сущности права являются:
1. Руссо, Локк.
2. Аквинский, Конфуций.
3. Маркс, Ленин.
4. Фрезер, Петражицкий.
5. Нерсесянц, Алексеев.

Кто является последователями понимания права как принципов божественного разума, управляющего Вселенной:
1. Картезианцы.
2. Неотомисты.
3. Марксисты.
4. Киники.
5. Славянофилы.

В каком ответе перечислены типы права в соответствии с формационным критерием:
1. Романо-германское, англосаксонское, традиционалистское, советское право.
2. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое право.
3. Право древнего периода, право средневековья, право нового и новейшего времени.
4. Законы Ману, Институции Гая, Гражданский кодекс Наполеона, Свод законов Российской империи.
5. Греческое право, Право земледельческих государств, Каноническое право, Право государств Дальнего Востока.

Понимание права как совокупности правовых норм означает:
1. Выделение в правовом регулировании главенствующего положения содержания нормативно-правовых актов.
2. Признание повторяющихся общественных отношений в качестве первоосновы права.
3. Выделение нравственных начал правового регулирования как системообразующего фактора права.
4. Утверждение идеи права .
5. Конституционное закрепление основ государственного и общественного устройства.

Понимание права как правоотношения выделяет:
1. Социологические основания правового регулирования.
2. Психологические основания возникновения права.
3. Значение Конституции и основанных на ее положениях нормативно-правовых актов.
4. Роль и назначение правообразующих факторов в процессе деятельности Парламента .
5. Идеальные принципы равенства и справедливости при разрешении споров по конкретным делам.

Понимание права как правосознания основывается на:
1. Представлении о назначении правового регулирования в качестве единственно возможного способа разрешения конфликтов и сложных ситуаций.
2. Признании социокультурной ситуации в качестве источника права.
3. Выделении идеологии и психологии как системообразующих факторов права.
4. Уяснении смысла и содержания правовых правил поведения, выраженных в системе законодательства.
5. Утверждении о решающей роли деятельности депутатов и президента , иных государственных органов в процессе формирования и реализации права.

Правотворчество - это:
1. Процесс создания концепции нормативно-правового акта.
2. Процесс формирования права как регулятора общественных отношений.
3. Процесс выявления объекта правового регулирования.
4. Процесс утверждения принятого акта в компетентном органе.
5. Процесс согласования позиций различных общественных сил по поводу необходимости принятия нормативно-правового акта.

В англосаксонской системе права правотворчеством занимаются:
1. Судьи, законодательные органы, глава государства.
2. Исключительно высший представительный и исполнительные органы государства.
3. Население страны.
4. Глава государства, церковь и население.
5. Высшие и местные представительные и исполнительные органы государства.

В какой правовой системе деятельность судей признается в качестве источника правотворчества:
1. Романо-германской.
2. Континентального права.
3. Системе общего права.
4. Советского права.
5. Право штата Луизиана.

Под формой права понимается:
1. Способ объективирования правовых установлений (норм).
2. Способ согласования принятия нормативно-правового акта.
3. Вид сборника текстов законов и указов .
4. Мантия судей, осуществляющих правоприменительную деятельность.
5. Опубликование нормативно-правовых актов в официальном издании.

Правовой обычай - это:
1. Вид и мера необходимого поведения (юридическая обязанность индивида).
2. Вид и мера возможного поведения ( субъективное право).
3. Способ возведения в закон воли правящего класса.
4. Правило поведения, которое в силу многократного повторения стало привычкой.
5. Обычай, санкционированный государственной властью.

Юридический прецедент - это:
1. Санкция прокурора на право проведения обыска в связи с полученными достоверными данными о совершенном правонарушении.
2. Решение суда по конкретному делу, вступившее в законную силу.
3. Решение компетентного органа, являющееся обязательным при решении аналогичных дел для другого органа.
4. Общепринятое, исполняемое добровольно правило поведения, в основании которого лежит какой-нибудь пример поведения.
5. Выраженная в нормативно-правовом акте модель поведения субъектов права.





Юридическая доктрина как источник права характеризуется:
1. Наличием кодифицированных нормативно-правовых актов по основным вопросам общественной жизни.
2. Функционированием специализированных советов по присуждению научных степеней и ученых званий.
3. Обращением при решении конкретного дела к научным исследованиям юристов.
4. Постоянной работой общественного объединения, в котором участвуют доктора юридических наук.
5. Системой правил поведения, официально признаваемой и поддерживаемой государством.

Нормативный договор - это:
1. Соглашение, стороны которого приходят к признанию взаимных субъективных прав и принимают на себя юридические обязанности.
2. Договор между субъектами права о признании юрисдикции какого-либо государства в случае возникновения спорных вопросов.
3. Вид сделок, регулируемых гражданско-правовым законодательством.
4. Коллективный комментарий значений терминов, использованных в тексте нормативно-правового акта .
5. Выводы комиссии, сформированной компетентным государственным органом в связи с проверкой финансово-хозяйственной деятельности юридического лица.

Технические нормы - это:
1. Правила поведения, которые в силу многократного повторения стали привычкой.
2. Правила поведения, регулирующие отношение человека к неодушевленным процессам и предметам.
3. Правила поведения, соответствующие представлениям людей о добре и зле, справедливости и несправедливости.
4. Правила поведения, являющиеся общеобязательными.
5. Правила поведения технического (обслуживающего) персонала предприятий, организаций, учреждений.

Социальные нормы:
1. Регулируют отношения между людьми.
2. Регламентируют порядок осуществления производственных операций.
3. Определяют только основные нравственные принципы взаимоотношения людей.
4. Выделяют порядок и условия совершения юридически значимых действий.
5. Связаны с деятельностью правоохранительных органов.

Нормы нравственности:
1. Исполняются людьми в силу привычки.
2. Исполняются под страхом государственного наказания.
3. Всегда защищаются государством.
4. Соответствуют представлениям людей о добре и зле: хорошем и плохом справедливом и несправедливом
5. Выделяются, классифицируются и систематизируются в официальных сборниках.





Нормы общественных организаций (корпоративные нормы):
1. Обязательно санкционируются государством.
2. Подлежат безусловному исполнению всеми членами общества.
3. Распространяют свое действие на ограниченный круг лиц. членов конкретной общественной организации
4. Являются необходимым элементом содержания нормативно-правовых актов.
5. Защищаются правоохранительными органами.

Нормы права:
1. Обязательно соответствуют представлению людей о справедливости.
2. Обязательно являются привычкой.
3. Обязательно содержатся только в нормативных актах и гарантируются государством.
4. Обязательно опираются на деятельность членов общественных организаций .

Нормы права отличаются от индивидуальных юридических предписаний:
1. Юридической силой.
2. Органом, их принявшим.
3. Общеобязательностью.
4. Рекомендательностью.
5. Письменной формой.

Нормы права отличаются от положений актов толкования:
1. Формальной определенностью.
2. Неоднократностью.
3. Неперсонифицированностью адресатов.
4. Общеобязательностью.
5. Рекомендательностью.

Полная логическая структура правовой нормы состоит из:
1. Заголовка, статей, приложения.
2. Преамбулы, примечания, заключительных положений.
3. Диспозиции, санкции, переходных положений.
4. Диспозиции, гипотезы, санкции.
5. Диспозиции, нормативного предписания, прав и обязанностей.

Санкции нормы права подразделяются на:
1. Общественные и рекомендательные.
2. Штрафные и компенсационные.
3. Обязательные и необязательные.
4. Юридически значимые и юридически ничтожные.
5. Выигрышные и поощрительные.
Гипотезы правовых норм содержат указания на:
1. Вид и меру возможного поведения
2. Вид и меру необходимого поведения.
3. Меры ответственности.
4. Вид последствий в случае нарушения правового предписания.
5. Условия действия и применения прав и обязанностей.

Гипотезы правовых норм содержат указания на:
1. Права и обязанности.
2. Последствия нарушения обязанностей.
3. Вид и меру возможного поведения.
4. Условия наступления правовых последствий.
5. Вид и меру необходимого поведения.

Диспозиции правовых норм определяют:
1. Юридические факты.
2. Меры защиты.
3. Субъектов права.
4. Правомочия субъектов права.
5. Время, место, круг лиц.

Диспозиция правовой нормы содержит указания на:
1. Условия наступления прав и обязанностей.
2. Последствия неисполнения обязанностей.
3. Причины правонарушений.
4. Субъективные права и юридические обязанности.
5. Меры наказания виновного правонарушителя.

Гипотеза правовой нормы содержит указания:
1. Только на субъективные права.
2. На обстоятельства возникновения, изменения, прекращения правоотношений.
3. О юридических обязанностях субъектов права.
4. О виде и мере возможного поведения .
5.О виде и мере должного поведения.



Правовые нормы по отраслевому признаку подразделяются на:
1. Нормы постоянные и временные.
2. Нормы обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.
3. Нормы императивные и диспозитивные.
4. Нормы регулятивные и охранительные.
5. Нормы административные, земельные, уголовные.

Нормы права по способу регулирования подразделяются на:
1. Абсолютно-определенные , относительно-определенные, альтернативные.
2. Обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.
3. Материальные и процессуальные.
4. Общие и специальные.
5. Семейные, жилищные, налоговые.

Нормативно-правовые акты отличаются от актов применения права по следующим признаком:
1. Издаются официальным государственным органом.
2. Имеют обязательную силу.
3. Регулируют общественные отношения, поведение людей.
4. Имеют персонально-определенный характер.
5. Являются источником права.

Акт разъяснения (толкования) в системе континентального права отличается от нормативно-правового акта по следующим признаком:
1. Содержит правовые нормы.
2. Имеет общеобязательную силу.
3. Определяет субъективные права и юридические обязанности.
4. Его положения носят рекомендательный характер.
5. Выступает необходимым условием действия правовых норм.

Законодательство означает:
1. Совокупность правовых норм.
2. Совокупность правовых актов.
3. Совокупность нормативно-правовых актов.
4. Совокупность актов разъяснения и правоприменения.
5. Совокупность правовых систем современности.

Конституционный Совет Республики Казахстан издает:
1. Конституцию.
2. Законы.
3. Указы.
4. Постановления.
5. Распоряжения.

Право законодательной инициативы в Казахстане принадлежит:
1. Президенту.
2. Генеральному прокурору.
3. Верховному Суду.
4. Депутатам Парламента.
5. Конституционному Совету.
Право законодательной инициативы в Казахстане принадлежит:
1. Президенту
2. Генеральному прокурору
3. Верховному Суду
4. Депутатам Парламента
5. Правительству

Президент Республики Казахстан имеет право на издание законов в следующих случаях:
1. В чрезвычайных ситуациях.
2. В случае делегирования Президенту законодательных полномочий каждой из палат на срок, не превышающий одного года.
3. В случаях, когда между палатами Парламента возникли неразрешимые противоречия, непреодолимые за счет согласительных процедур.
4. В случаях роспуска Парламента.
5. В период принятия новой Конституции.

Срок, в течение которого Сенат должен рассмотреть законопроект, принятый Мажилисом, не должен превышать:
1. Один месяц.
2. Десять дней.
3. Одну неделю.
4. Две недели.
5. Сорок дней.

Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает:
1. Приказы.
2. Решения.
3. Приговоры.
4. Постановления.
5. Законы.

Премьер-министр издает:
1. Приказы.
2. Инструкции.
3. Постановления.
4. Распоряжения.
5. Решения.

Маслихаты в Казахстане принимают:
1. Приказы.
2. Постановления.
3. Распоряжения.
4. Инструкции.
5. Решения.
Акимы в Казахстане принимают:
1. Решения.
2. Распоряжения.
3. Постановления.
4. Приказы.
5. Решения и распоряжения.

Президент Республики Казахстан на основе и во исполнение Конституции и законов издает:
1. Указы.
2. Распоряжения.
3. Постановления.
4. Приказы.
5. Указы и распоряжения.

Систематизация нормативно-правовых актов - это:
1. Система законодательства страны.
2. Система права страны.
3. Собрание действующего законодательства.
4. Упорядочение нормативно-правовых актов по тем или иным основаниям.
5. Процесс создания законов.

Инкорпорация - это:
1. Внедрение в действующее законодательство изменений и дополнений.
2. Вид систематизации законодательства, состоящий в соединении текстов нормативно-правовых актов по какому-то основанию.
3. Вид систематизации законодательства, состоящий в издании единого акта, регламентирующего определенную область общественных отношений.
4. Вид систематизации законодательства, состоящий в составлении сборника из полного текста нормативно-правовых актов или их фрагментов, в которых определен порядок регулирования конкретного вида отношений.
5. Вид систематизации законодательства, результатом которого должен явиться единый акт, содержащий правила регулирования всех возможных отношений.

Кодификация - это:
1. Вид систематизации законодательства, состоящий в упорядочении содержания всех существующих актов в определенной области отношений и имеющий целью издание единого акта.
2. Вид систематизации законодательства, состоящий в упорядочении нормативно-правовых актов путем соединения их в одном сборнике в хронологическом или предметном порядке.
3. Вид систематизации законодательства, состоящий в составлении сборника полных текстов нормативно-правовых актов или их фрагментов по конкретному вопросу.
4. Вид систематизации законодательства, состоящий в издании текстов всех имеющихся нормативно-правовых актов.

Консолидация - это:
1. Вид систематизации законодательства, состоящий в составлении сборника полных текстов нормативно-правовых актов или их фрагментов по конкретному вопросу.
2. Вид систематизации законодательства, состоящий в составлении по хронологическому, предметному или иному основанию сборника текстов нормативно-правовых актов .
3. Вид систематизации законодательства, состоящий в существенной переработке содержания всех нормативно-правовых актов, регулирующих какую-либо область отношений и имеющий целью появление нового акта.
4. Вид систематизации законодательства, состоящий в издании текстов всех имеющихся нормативно-правовых актов.
5. Вид систематизации законодательства, связанный с формированием электронных баз данных.

Под системой права понимается:
1. Совокупность всех имеющих отношение к юридической деятельности учреждений.
2. Совокупность всех имеющихся действующих нормативно-правовых актов.
3. Совокупность правовых теорий, концепций, доктрин, выраженных в диссертационных исследованиях ученых-юристов.
4. Совокупность правовых норм, взятых в единстве и подразделяющихся в соответствии с предметом и методами регулирования на отрасли.
5. Совокупность правовых норм, юридических учреждений и правовых доктрин той или иной страны.

Система права и правовая система соотносятся:
1. Правовая система - понятие более узкое, чем понятие система права.
2. Система права является неотъемлемой частью правовой системы.
3. Система права и правовая система - равнозначные понятия.
4. Система права и правовая система являются частями системы законодательства.
5. Данные понятия применяются для решения вопроса о разграничении отраслей права.


Система права соотносится с системой законодательства:
1. Система права и система законодательства - это однозначные понятия, отражающие одно и тоже явление, но разными терминами.
2. Система права выражена в системе законодательства, но система законодательства при этом понимании является не единственной формой существования системы права.
3. Система законодательства выражена в системе права .
4. Понятие система права шире понятия система законодательства.
5. Понятие система законодательства шире понятия системы права.

Основаниями деления системы права на отрасли или основаниями отнесения той или иной правовой нормы к какой-либо отрасли права являются:
1. Предмет, методы и принципы правового регулирования.
2. Виды общественных отношений, действий, поведения людей.
3. Виды применяемых при регулировании приемов, способов воздействия на общественные отношения.
4. Основополагающие идеи, в соответствии с которыми формируется законодательство.
5. Установления компетентных должностных лиц, занимающихся систематизацией законодательства.
Что из перечисленного относится к отраслям права:
1. Налоговое право, страховое право, бюджетное право, банковское право.
2. Автомобильное право, водное право, речное право, воздушное право.
3. Наследственное право, авторское право, патентное право, залоговое право.
4. Гражданское право, административное право, уголовное право, конституционное право.
5. Материальное право, процессуальное право, публичное право, частное право.






Институты права - это:
1. Высшие юридические учебные заведения.
2. Совокупность правовых норм, регулирующих однородные отношения.
3. Совокупность нормативно-правовых актов, сформированных по предметному признаку.
4. Содержание концепций, в соответствии с которыми строится система законодательства.
5. Вид и мера возможного и должного поведения.

Какое из указанных понятий самое широкое по объему?
1. Гражданское общество.
2. Политическая система общества.
3. Демократическое государство.
4. Диктатура класса.
5. Общественная организация.

Понятие "мононормы " применяются при характеристике:
1. Родового строя.
2. Рабовладельческого общества.
3. Феодального общества.
4. Буржуазного общества.
5. Постиндустриального общества.

В Конституции Республики Казахстан признаются и в равной мере защищаются :
1. Государственная собственность и собственность общественных организаций.
2. Частная собственность и собственность политических партий.
3. Кооперативная собственность и интеллектуальная собственность.
4. Государственная и частная собственность.
5. Личная собственность и собственность общественных объединений.

Источником государственной власти Конституцией Республики Казахстан признается:
1. Президент.
2. Народ.
3. Парламент.
4. Конституционный Совет.
5. Ассамблея народов Казахстана.

Приоритет в системе нормативных правовых актов Республики Казахстан имеют:
1. Ратифицированные Республикой Казахстан международные договоры.
2. Нормы международного публичного и частного права.
3. Нормы межгосударственных соглашений.
4. Нормы законов, указов и постановлений.
5. Нормы Международных Пактов по правам человека.

К представительному органу, осуществляющему законодательные функции в Республике Казахстан относится:
1. Президент.
2. Конституционный Совет.
3. Парламент.
4. Правительство.
5. Верховный Суд.

Конституционный Совет Республики Казахстан состоит из:
1. Пяти членов.
2. Семи членов.
3. Шести членов.
4. Одиннадцати членов.
5. Президента и пяти членов.

За соответствием законов Конституции Республики Казахстан осуществляет контроль :
1. Президент.
2. Генеральный Прокурор.
3. Конституционный Совет.
4. Парламент .
5. Верховный Суд.

Высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов и других нормативных правовых актов осуществляет:
1. Верховный Суд .
2. Прокуратура.
3. Конституционный Совет.
4. Президент.
5. Квалификационная коллегия юстиции.

Какой способ изложения нормы права применен в статье 159 Гражданского кодекса( ГК) Республики Казахстан: Недейстительна сделка, совершенная лицом, признанным недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Сделка совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным (ст. 26 настоящего Кодекса), может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что уже в момент совершения сделки этот гражданин находился в состоянии психического расстройства:
1. Прямой.
2. Отсылочный.
3. Бланкетный.
Президент Республики Казахстан имеет право на издание законов в следующих случаях:
1. При возникновении чрезвычайной ситуации.
2. В случае делегирования Президенту законодательных полномочий каждой из Палат Парламента на срок, не превышающий одного года.
3. В случаях, когда между Палатами возникли неразрешимые
противоречия, которые не могут быть решены путем согласительных процедур.
4. В случаях роспуска Парламента.
5. При неисполнении Парламентом требования Президента о приоритетности рассмотрения проектов законов.

Законы Республики Казахстан подписываются:
1. Председателем Сената.
2. Председателем Мажилиса.
3. Председателем Конституционного Совета.
4. Президентом Республики Казахстан.
5. Председателем Верховного Суда.

Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает:
1. Распоряжения .
2. Решения .
3. Приказы.
4. Указы.
5. Постановления и распоряжения.

Премьер-министр Республики Казахстан издает:
1. Распоряжения.
2. Решения.
3. Приказы.
4. Постановления.
5. Указы.

Правительство РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. по вопросам своей компетенции издает
1.Распоряжения
2.Решения
3.Приказы
4.Постановления
5.Постановления и распоряжения

Премьер-министр издает
1.Распоряжения
2.Решения
3.Приказы
4.Постановления
5.Постановления и распоряжения

Официальное толкование норм Конституции Республики Казахстан дает:
1. Президент .
2. Конституционный Совет.
3. Верховный Суд.
4. Парламент .
5. Правительство.

Местные представительные органы - маслихаты по Конституции Республики Казахстан по вопросам своей компетенции принимают:
1. Решения.
2. Распоряжения.
3. Постановления.
4. Приказы.
5. Инструкции.

Акимы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан по вопросам
своей компетенции принимают:
1. Решения и приказы.
2. Распоряжения и инструкции.
3. Постановления и распоряжения.
4. Приказы и инструкции.
5. Решения и распоряжения.

Президент на основе и во исполнение Конституции и законов издает:
1. Указы и инструкции.
2. Распоряжения и приказы.
3. Постановления и распоряжения.
4. Законы и постановления.
5. Указы и распоряжения.

Права граждан Республики Казахстан: на свободу обьединений, на проведение собрания, митинги, шествия, и пикетирование, участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в государственные органы , - относятся к:
1. Гражданским правам.
2. Социально-экономическим правам.
3. Личным правам.
4. Политическим правам.



Права граждан Республики Казахстан: на свободу труда, на отдых, на частную собственность, - относятся к:
1. Гражданским правам.
2. Социально-экономическим правам.
3. Личным правам.
4. Политическим правам.


Положения Конституции Республики Казахстан : Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законам случаях и лишь с санкции суда или прокурора; достоинство человека неприкосновенно ; каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства, - относятся к следующей группе прав граждан:
1. Гражданским правам.
2. Социально-экономическим правам.
3. Личным правам.
4. Политическим правам.

Какое из перечисленных понятий является наиболее широким по объему:
1. Социальные нормы.
2. Политические нормы.
3. Нормы нравственности.
4. Обычаи и традиции.
5. Нормы права.

Древнейшей формой права являются:
1. Санкционированный обычай.
2. Нормативный акт.
3. Судебный прецедент.
4. Международный договор.
5. Доктрина.

Право в объективном смысле понимается как:
1. Совокупность прав, принадлежащих отдельным субъектам права.
2. Совокупность правовых отношений общества.
3. Судебная практика.
4. Совокупность правовых норм, выраженных в системе правовых актов.
5. Совокупность представлений о праве.

Право законодательной инициативы означает:
1. Возможность предложить проект какого-нибудь закона для обязательного рассмотрения Парламентом.
2. Право обсуждать законопроекты и давать по ним обязательные заключения.
3. Право принимать законы.
4. Право публикации вновь принятого закона.
5. Возможность опубликовать в средствах массовой информации предложения о необходимости принятия нового закона.


Общая деликтоспособность граждан наступает:
1. С момента рождения.
2. С 14 лет.
3. С 16 лет.
4. С 18 лет.
5. С 21 года.

Правовой статус гражданина Республики Казахстан означает:
1. Совокупность прав и свобод гражданина, предусмотренных Конституцией.
2. Совокупность обязанностей гражданина, установленных в системе законодательства.
3. Совокупность гарантированных государством свобод гражданина.
4. Совокупность прав, свобод и обязанностей, выраженных в системе законодательства.
5. Совокупность прав и свобод человека, предусмотренных в международных актах.

Правоспособность граждан это:
1. Признаваемая и гарантированная способность иметь права.
2. Признаваемая и гарантированная способность иметь права и нести обязанности.
3. Право считаться гражданином Республики Казахстан.
4. Право заключать сделки, налагать на себя обязанности .
5. Способность создавать проекты нормативно-правовых актов.

Действующая Конституция Республики Казахстан принята в:
1. 1996 году.
2. 1995 году.
3. 1994 году.
4. 1993 году.
5. 1991 году.

Феодальное право характеризуется следующими типичными признаками:
1. Это право демократическое, выражает и защищает интересы большей части населения, правовая система большей частью кодифицирована.
2. Это право построено на обобщении данных судебной практики, систематизации прецедентов.
3. Это право сословное, партикулярное, церковное, кулачное, обычное.
4. Это система обычного права, где основное место при принятии решения отводится нормам традиции.


Высшая юридическая сила закона означает, что:
1. Закон обладает верховенством, остальные нормативные акты должны ему строго соответствовать.
2. Закон в отличие от других актов имеет особую внешнюю форму, определенную систему изложения норм права.
3. Закон имеет специальную процедуру принятия, порядок осуществления которой подробно описывается в Конституции.
4. Закон издается Парламентом и подписывается Президентом, он проверяется на соответствие Конституции Конституционным Советом.
5. Закон регулирует общественные отношения.


К отличительным признакам норм морали относится то, что они :
1. Регулируют общественные отношения, поведение людей.
2. Регулируют общественные отношения в соответствии с представлениями о добре и зле, о том, что хорошо и плохо, справедливо и несправедливо.
3. Устанавливаются государством и им защищаются, гарантируются системой специальных органов.
4. Формально определены, носят предоставительно-обязывающий характер, образуют непротиворечивую систему.
5. Регулируют отношения в соответствии с правилами, сложившимися в результате многократного повторения.

Что такое отрасль права?
1. Это совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
2. Это совокупность форм права (нормативно-правовых актов, правовых обычаев, судебных прецедентов).
3. Это взятые в единстве черты правовой системы ,в соответствии с определенным способом производства или известным историческим периодом развития.
4. Это совокупность правовых норм и органов, обеспечивающих их применение.
5. Это совокупность нормативно-правовых актов, объединенных в едином сборнике в хронологическом порядке.

Какая из нижеуказанных отраслей права является ведущей ?
1. Конституционное право.
2. Гражданское право.
3. Уголовное право.
4. Административное право.
5. Экологическое право.
Какое из перечисленных понятий самое широкое по объему?
1. Система права.
2. Отрасль права.
3. Институт права.
4. Норма права.
5. Правовое предписание.

Одной из существенных черт , отличающих правовое государство, является то, что в нем:
1. Существует принятая народом Конституция.
2. Провозглашаются права и свободы граждан.
3. Обеспечена деятельность властей, в соответствие с принципами права.
4. Провозглашается режим законности и правового порядка.
5. Функционируют органы суда.

Конституция Республики Казахстан принята :
1. Верховным Советом .
2. Правительством .
3. Президентом .
4. На референдуме.
5. Ассамблеей народов Казахстана.


Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан вносятся:
1. Президентом .
2. Конституционным Советом .
3. Большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.
4. Большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента.
5. Большинством участников Ассамблеи народов Казахстана.

Гражданин Республики Казахстан может быть избран депутатом маслихата при достижении им:
1. 18 лет.
2. 20 лет.
3. 25 лет.
4. 35 лет.
5. 60 лет.

Когда принята Всеобщая Декларация прав человека?
1. В 1945 году.
2. В 1948 году.
3. В 1966 году.
4. В 1978 году.
5. В 1991 году.

Если суд усмотрит, что закон или другой нормативный акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в:
1. Парламент .
2. К Генеральному Прокурору .
3. Конституционный Совет .
4. К Президенту.
5. Организацию объединенных наций.

Как сформулирован один из принципов юриспруденции?
1. Закон имеет обратную силу.
2. Закон не имеет обратной силы.
3. Закон имеет обратную силу в исключительных ситуациях.
4. Обратная сила закона устанавливается законодателем в каждом конкретном случае.

Право законодательной инициативы реализуется в:
1. Парламенте .
2. Сенате .
3. Мажилисе .
4. Конституционном Совете .
5. Правительстве .






Сенат должен рассмотреть законопроект, принятый Мажилисом в следующие сроки:
1. Один месяц.
2. 6-10 дней.
3. 1 неделя.
4. 2 недели.
5. В текущем году.

Конституция Республики Казахстан установила , что:
1. Законы Республики Казахстан имеют приоритет перед международными договорами.
2. Международные договоры имеют приоритет перед нормами Конституции.
3. На территории Казахстана имеют одинаковую силу нормы международного права и нормы национального права Республики.
4. Международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами.

Право -это возведенная в закон воля господствующего класса, воля содержание которой определяется материальными условиями жизни данного класса. Это определение права относится к:
1. Психологической теории права.
2. Марксистской теории права.
3. Социологической теории права.
4. Теории естественного права.
5. Нормативистской теории права.
Право - система правовых норм, установленных государством, направленная на регулирование общественных отношений и выражающая представления общества о добре и справедливости. Это определение права относится к:
1. Психологической теории права.
2. Марксистской теории права.
3. Социологической теории права.
4. Теории естественного права.
5. Нормативистской теории права.

Право - это система общественных отношений, фактический уклад жизни общества, складывающийся в результате реализации правовых норм. Учитывая, что государство не может охватить все “живое” право, предусматривается свобода судейского усмотрения. Данная характеристика права относится к:
1. Психологической теории права.
2. Марксистской теории права.
3. Социологической теории права.
4. Теории естественного права.
5. Нормативистской теории права.








Право подразделяется на позитивное и интуитивное. Интуитивное право это психическое явление, состояние души человека, которое включают эмоции, переживания и представления , определяемые позитивным правом. Интуитивное право носит индивидуально-изменчивый характер. Оно вырабатывается путем взаимного психического общения в разных социальных группах. Данная характеристика права относится к:
1. Психологической теории права.
2. Марксистской теории права.
3. Социологической теории права.
4. Теории естественного права.
5. Нормативистской теории права.


Право должно соответствовать естественным законам. Оно есть порождение свободы воли, цивилизованного способа существования и вытекает из природы человека и гражданина. Государство
должно защищать идеи справедливости, добра, неотчуждаемости прав и свобод, господство разума.
Данная характеристика права относится к:
1. Психологической теории права.
2. Марксистской теории права.
3. Социологической теории права.
4. Теории естественного права.
5. Нормативистской теории права.
Формационный критерий типологии права основывается на:
1. Учении о смене общественно-экономических формаций.
2. Хронологической последовательности развития права и правовой системы.
3. Структурной общности правовых систем.
4. Юридических критериях классификации правовых систем.
5. Состоянии гарантированности прав человека.


Марксистская трактовка права предусматривает следующие типы права:
1. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное , социалистическое право.
2. Право древних веков, средних веков, право нового и новейшего времени.
3. Романо-германская, англосаксонская, советская и религиозные правовые системы.
4. Восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама и индусское право.

Французский исследователь Давид Рене дает следующую классификацию права:
1. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное , социалистическое право.
2. Право древних веков, средних веков, право нового и новейшего времени.
3. Романо-германская, англосаксонская, советская и религиозные правовые системы.
4. Восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама и индусское право.





Немецкий ученый К. Цвайгерт различает:
1. Рабовладельческое, феодальное, буржуазное , социалистическое право.
2. Право древних веков, средних веков, право нового и новейшего времени.
3. Романо-германская, англосаксонская, советская и религиозные правовые системы.
4. Восемь правовых кругов: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама и индусское право.

Цивилизационный критерий типовой характеристики права основан на:
1. Учении о смене общественно-экономических формаций.
2. Хронологической последовательности развития права и правовой системы.
3. Структурной общности правовых систем.
4. Юридических критериях классификации правовых систем.
5. Состоянии гарантированности прав человека.

Формирование права и правотворчество это:
1. Совпадающие понятия.
2. Формирование права - более широкое понятие, правотворчество составляет его завершающую основную часть, а начинается с проектной стадии.
3. Правотворчество более широкое понятие чем формирование права.
4. Формирование права - часть деятельности по правотворчеству.
5. Формирование права - более широкое понятие, правотворчество составляет его завершающую основную часть и начинается со стадии законодательной инициативы.
По характеру правила поведения нормы права делятся на:
1. Абстрактные и конкретные.
2. Регулятивные и охранительные.
3. Запрещающие, обязывающие и управомачивающие.
4. Императивные, диспозитивные и рекомендательные.

Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством.
К какому виду правовых норм относится данное положение?
1. Норма-начало (декларативная).
2. Норма-принцип.
3. Норма- определение (дефиниция).
4. Норма -правило поведения.

"Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда". К какому виду норм относится данное установление:
1. Норма-начало (декларативная).
2. Норма-принцип.
3. Норма- определение (дефиниция).
4. Норма -правило поведения.

"Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом". К какому виду норм относится данное установление:
1. Норма-начало (декларативная).
2. Норма-принцип.
3. Норма- определение (дефиниция).
4. Норма -правило поведения.

Ст. 106 ГК РК: "Общественным объединением является организация, возникшая в результате добровольного объединения граждан с целью достижения ими общих целей, не противоречащих
законодательству". К какому виду норм относится данное установление?
1. Норма-начало (декларативная).
2. Норма-принцип.
3. Норма- определение (дефиниция).
4. Норма -правило поведения.

Ст.223 ГК РК гласит: "Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не предусмотрено, что это имущество является
долевой собственностью супругов, либо принадлежит одному или в соответствующих долях каждому из супругов на праве собственности”. К какому виду норм относится данное установление?
1. Императивная.
2. Диспозитивная.
3. Поощрительная.
4. Рекомендательная.

Ст.20 Конституции Республики Казахстан: "Свобода слова и творчества гарантируются. Цензура запрещается". К какому виду норм относится данное установление?
1. Императивная.
2. Диспозитивная.
3. Поощрительная.
4. Рекомендательная.

П. 4 Ст.12 Конституции Республики Казахстан: "Иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами с свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не
предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами." Какой способ изложения нормы права применен в данной статье?
1. Прямой.
2. Отсылочный.
3. Бланкетный.

Норма права, институт права, отрасль права, предмет и метод правового регулирования.- Эти понятия составляют одну из следующих категорий права:
1. Правовая система общества.
2. Система права.
3. Структура и форма права.

Законодательство, юридическая практика, юридическая доктрина и господствующее правосознание.- Эти понятия составляют следующую категорию права:
1. Правовую систему общества.
2. Систему права.
3. Исторический тип права.
4. Структуру права.

Часть юридической нормы, указывающая на условия и обстоятельства ее реализации именуется:
1 .Гипотеза.
2. Диспозиция.
3. Санкция.

Какой вид гипотезы содержит правовая норма, выраженная в ст.158 ГК РК :"недействительна сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, а также совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности”:
1. Абсолютно-определенная.
2. Относительно-определенная.
3. Альтернативная.

Ст. 159 п.4 ГК РК: "Сделка совершенная несовершеннолетним, достигшим 14 лет, без согласия его родителей (усыновителей) или попечителей, кроме сделок, которые он по закону имеет право совершать самостоятельно, может быть признана судам недействительной по иску родителей (усыновителей) или попечителей”. Какая гипотеза в данной норме?
1. Абсолютно-определенная.
2. Относительно-определенная.

3. Альтернативная.

Часть правовой нормы, содержащая указания на права и (или) обязанности, называется:
1. Гипотеза.
2. Диспозиция.
3. Санкция

Часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия возникающие в результате ее нарушения , называется:
1. Гипотеза.
2. Диспозиция.
3. Санкция.

Ст. 159 ГК РК: "Недействительна сделка, совершенная без получения необходимой лицензии, либо после
окончания срока действия лицензии". Какой вид санкции выражен в данной норме:
1. Относительно-определенная.
2. Абсолютно-определенная.
3. Альтернативная.