юридический характер Идеи Права, социокультурной проекцией которой выступают институты правосудия и другие институты сферы права.
Если в сферу права
включено
государство
, оно приобретает качество
правового. Власть правового государства, направленная на установление и поддержание в интересах Общего Блага некоторых всеобщих “правил игры”, институционализирующих свободу гражданского общества, и есть
подлинный правопорядок, то есть правовой порядок как порядок, основанный на Идее Права.
6. Отличительные черты современного правопонимания Мы описали феномен правовой культуры двумя способами: а) через
философское правосознание, имеющее в качестве своего высшего предела Идею Права, выражаемую через другие “вечные” идеи (Свободы, Справедливости, Общего Блага) и б) с помощью структурно-функциональной схемы сферы права, компоненты которой задают институциональный механизм воспроизводства правовой культуры. Если первый тип описания смотрит на правовую культуру под углом зрения ее
единства, отвлекаясь, в частности, от особенностей национальных правовых систем, то второй тип описания как раз акцентируется на многообразии проявлений и вариативности правовой культуры, подчеркивает конкретную специфику ее институциональной социализации.
Но эти способы описания не только по разному “категоризуют” правовую культуру (как “единство” и как “многообразие”), но и
относятся к разным уровням содержательного обобщения: если второй способ описания может быть непосредственно соотнесен с конкретными юридико-техническими процедурами, то первый - философско-правовой - требует еще
расшифровки на предметно-содержательном уровне правоведческого рассмотрения. Именно такое раскрытие содержания Идеи с точки зрения той или иной школы права или традиции юридической мысли позволяет конкретно (а не спекулятивно) подойти к содержанию правовых норм, регулирующих отношения, оформляемые тем или иным институтом. Иначе говоря, речь идет о развернутой интерпретации
современного правопонимания применительно к вопросу о том, как содержание Идеи Права трактуется различными школами и доктринами в контексте его (содержания) институциональной социализации, образующей региональные и национальные особенности правовых систем.
Но подобное разворачивание правопонимания сталкивается с методологической трудностью, вызываемой такой характеристикой современного правопонимания, как
неоднозначность. Рассмотрим эту проблему несколько подробнее.
Первой и наиболее очевидной чертой, которая как раз и вызывает вышеупомянутую неоднозначность, является наличие в современном правоведении множественности школ со своими собственными точками зрения на право и понятие права. С другой стороны, эти школы, хотя и спорят между собой, вынуждены - хотя бы для того, чтобы очертить предмет спора, пользоваться одними и теми же понятиями. Третий важный момент состоит в том, что понятия эти помещаются в различные исследовательские контексты и трактуются по-разному. Если бы последнее было не так, то правоведы по крайней мере договорились бы об определении понятия “Право”. Но этого не происходит, что отражается, в том числе, и на международных отношениях.
Какие же понятия составляют своего рода “общие места” юридической науки? В советском правоведении (это перешло и в правоведение Казахстана) такую функцию выполняли прежде всего
понятия “правовая норма”, “правоотношение”, “правосознание”.Их “неизбежность” в современном правопонимании определяется если не теоретически (об этом можно спорить), то, во всяком случае, их практическим значением.
Так, без представления о правовых нормах невозможно принять ни один
нормативный правовой акт.
Следование правовым нормам, в том числе и выраженным в нормативных правовых актах, превращает социальное
поведение в
правовое. Но ситуации осуществления правовых норм носят, как правило, коллективный характер (т.е. характер
правоотношений), что требует общественного осознания правовых норм, формирования общественного
правосознания.
Этот момент активного участия в реализации норм правосознания часто вызывает разрыв в механизме их исполнения - а ведь именно на отсутствие у нас
работающего механизма исполнения правовых (в том числе конституционных) норм чаще всего ссылаются политики и юристы - практики.
Мы уже отметили тесную связь с понятиями “правовая норма”, “правоотношение”, “правосознание” понятия
“правовое поведение”. К этому же ряду относятся также понятия
“правоприменение” и “правотворчество”. Их можно охарактеризовать с точки зрения правоотношений (первое есть адекватное социальное поведение субъекта правоотношения, второе и третье - особые правоотношения по поводу, соответственно, применения и создания правовых норм). Возможна и обратная трактовка, истолковывающая правоотношение как правовое поведение, как правоприменение и как правотворчество соответственно. Первый и второй моменты в правоотношении очевидны, а третье можно понимать как “воссоздание” правовой нормы применительно к конкретной ситуации, создание прецедента.
Уже из приведенного примера можно выделить одну базовую характеристику “школьного” правопонимания:
фокусировка на одном из понятий при признании значимости остальных, но в качестве второстепенных. В философии такая фокусировка называется “усмотрением сущности”. Таким образом, разные школы по-разному определяют сущность права, что, естественно, влияет и на истолкование основных понятий. Предваряя анализ ситуации в современном правопонимании, выделим три принципа рассмотрения содержания точек зрения на право разных школ:
1. Признание наличия “зерна истины” во взглядах каждой школы;
2. Признание частичного характера каждого из правопониманий;
3. Признание необходимости интегративного правопонимания без волюнтаристских фокусировок на чем-то одном.
7. Анализ “неклассической” ситуации в современном правопонимании Описанную ситуацию сосуществования множества подходов в правоведении назовем “неклассической”. Признав в последнем из провозглашенных принципов необходимость “независимого и беспристрастного” взгляда на подобную ситуацию, мы должны признать и
невозможность такого взгляда с чисто правоведческой позиции. В противном случае мы неминуемо окажемся на частной (и односторонней) точке зрения одной из школ. Поэтому для ее анализа мы используем культурологический подход и, в частности, разработанную нами
культурно-историческую типологию направлений правопонимания[1].
Достоинством философско-критического подхода (в лице И.Канта, Г. Гегеля и др.) и исторической школы, а также “исторической социологии” права М.Вебера была попытка описать историческое развитие права. Причем последнее может происходить не только из адаптационных соображений, но и “из собственных оснований”, когда логика “самодвижения содержания” норм-образцов приводит к изменению обстоятельств реализации нормы, что порождает вторичные требования адаптации и т.д. То есть движущей силой развития начинает выступать не изменение
внешних обстоятельств функционирования институтов (и ситуаций реализации культурных норм), а
разворачивание содержания культурных норм. Именно этот культурный процесс стал предметом, который Г.Гегель описал в “Феноменологии духа” как
саморазвитие духа (или
Идеи). Институциональный коррелят данного процесса,
[1] См.:
Матюхин А.А. Правопонимание по Конституции Республики Казахстан (Юридико-герменевтическая техника понимания Идеи Права и толкование Конституции) // Научные труды «Адилет». 1997. № 2. С.11-13. Данная типология выделяет шесть исторически сложившихся “базисных” направлений правопонимания, по которым могут быть “разложены” те взгляды на сущность права, которые актуализируются в современной правовой культуре: 1) догматическое направление; 2) богословский подход; 3) естественно-правовой подход; 4) философско-критический подход; 5) “историческая школа” и исторический подход; 6) позитивистский подход.