Форма работы рукопись

Концептуальные проблемы правового развития Казахстана: выступление

Научно-практическая конференция. Алматы. 26-28 марта 2001
Выступление на конференции.
….Конференции, связанной с вопросами путей построением в Казахстане демократического и социально ориентированного правового государства .
Данная научно - теоретическая конференция проводится по плану Высшей Школой Права «Адилет» и при большом энтузиазме и по желанию, которые исходили от преподавателей, прежде всего Леонида Васильевича Дюкова, так и со стороны студентов. И надо отметить такую вещь, что вопросы правового государства относятся к той категории вечных истин, которые мы не можем, безусловно, обозначить и определить в пределах какой бы то ни было представительной конференции, поскольку сама идея правового государства, как подчинение государства, закону, и действия государства в соответствии с законом, уходит глубоко в древность, в античность, рассматривалось мыслителями и Греции и Рима и мыслителями Востока. И, конечно же, мы в настоящее время говорим о правовом государстве уже как о некоторой развитой философской, политологической, культурологической, социальной и юридической теории. Понятие правового государства, его признаки, предназначение, сущность, задачи, функции, остаются предметом пристального внимания и интереса научной общественности и практиков. То, что мы сейчас начинаем говорить про правовое государство это не совсем то, что было в начале становления правового государства, как защищающего и обеспечивающего при помощи права какие-то интересы, тем более что первоначально правовое государство возникает как полицейское государство. Оно возникает как государство обеспечивающее, прежде всего защиту частной собственности, которая объявляется священной. И только после этого, после ренессанса, после работ достаточно большого количества мыслителей, уже приближающихся к 18,19 векам мы можем говорить об изменении ориентиров понимания правового государства, как основного инструмента, средства и формы защиты прав, свобод и интересов личности. Такое изменение акцента от собственности к личности есть гигантский прыжок, как в истории политической правовой мысли, так и в практике государственного строительства. Кроме этого мы можем отметить то положение, что правовое государство не является замершей, догматической, такой жесткой конструкции в теоретическом отношении. Мы видим развитие идей правового государства, как государства конституционного, т.е. это как бы некоторый этап в развитии правового государства, базирующийся на особом значении конституции, конституционной власти, это особое состояние правового государства. Поскольку, опять же повторюсь, правовое государство не есть в самом своем возникновении по идеи и понятию - застывший феномен. Это достаточно сложное, многогранное, объемное явление реальности и действительности. Правовое государство в современных условиях рассматривается и как социально ориентированное, или социальное государство. Извечный конфликт между индивидуумом и коллективностью, между частным интересом отдельного человека и общностью людей является основой и водоразделом для теоретических представлений, как в области права, так и в области политики. Что является
приоритетом, доминирующей? Что должно признаваться в качестве абсолютной ценности? Интересы индивида личности отдельного человека или все-таки интересы общего блага, общего развития и интересы некой социальности, или определенной группы? Баланс этих интересов в современных условия находит свое отражение именно в концепции и теории правового социального государства. Но и это еще не является точкой в развитии идеи теории правового государства и в современных условиях расширяется представление о правовом ,конституционном, социальном государстве, как государстве экологическом( ?), т.е. это глобальная проблема, стоит перед человечеством, она объективна, она показывает на мощнейшие процессы ,которые происходят в природе, как в естественной природе до человека существовавшей, так и в природе созданной самим человеком - в «природе 2».В этом отношении эти все аспекты развития и становления правового государства, во всех его проявлениях, являются, безусловным вариантом, который не может однозначно решен. Особую страстность, очевидно, вопросы правового государства должны иметь в Казахстане, поскольку Конституция утверждает, что Казахстан старается стать на самом деле правовым государством. Причем насколько возможно стать Казахстану правовым государством в обществе, где идеи права, где практика правового регулирования всегда состояли в противоположности – в правовом нигилизме, в отрицании правового пути развития, в неукорененности в менталитете населения ценности права, ценности социального равенства, ценности индивида и определения баланса с общим благом. Мы жили в ситуации достаточно больших приоритетов социальных благ, социального, социалистического государства, где интересы общества и государства ставились во главу угла, а интересы личности, индивида, отдельного человека являлись подчиненными, являлись винтиками для работы большой государственной машины. Право в данном случае выступало или представало за право- система законов, которые не могут быть по понятию правовыми, поскольку существовали управленческие традиции, а не традиции регулирования отношений субъектов как равных. Мы имеем на сегодняшний день воинствующий правовой нигилизм, воинствующе мы утверждаем идеи правового государства в условиях, когда в большей мере и государственная власть и государственный аппарат, те, собственно говоря, для кого придумана эта идея, для кого она должна быть ограничителем, наоборот борются с ней всеми способами своего управленческого воздействия, и вот уже сила права превращается в «право силы».Это объективные процессы, которые происходят в Казахстане. Пути построения правового, демократического, социально ориентированного государства в Казахстане весьма проблематично. Мы не должны закрывать глаза на эту мощнейшую и острейшую проблему. Для нас, для юристов это проблема номер один. Образование и воспитание юристов есть один из способов каналов (?) для утверждения принципов правового государства, прежде за счет образования, в сознании новой генерации юристов, а затем за счет получения реальной практики и воплощение этих идей и принципов в жизнь.
В этом плане долговременную задачу, которую выполняет Высшая школа права «Адилет», иные юридические, приличные, учебные заведения, безусловно, она исторична. И в этом плане, в этом русле и осуществляется проведение данной конференции, которая силами преподавателей Высшей школы права «Адилет», силами наших коллег, которых представляет Айжан Калисовна Мухтарова – профессор из Казахской Государственной Юридической Академии, силами наших коллег из Соединенных Штатов, которые заявили два своих сообщения на нашей конференции, мы и решили организовать. Вот несколько слов, которые я бы хотел сказать в качестве предисловия или введения к нашей конференции.