А.Матюхин Ректор Академии юриспруденции – Высшей школы права «Адилет», доктор юридических наук
«Конституция Республики Казахстан 1995 года: проблемы полноты институциональной реализации»
1. Идеи и принципы, выраженные в Конституции в виде комплексов правовых норм, т.е. институты-вещи или институты в традиционном для правоведения понимании еще должны обрести под собой «социологически ощутимое тело и душу», т.е. стать институтами в собственном политико-правовом смысле или институтами-корпорациями.
2. Только институты-корпорации способны воспроизводить не только материальные опоры и формальные процедуры (это тело), но и – духовные опоры, Идею, символизм (душу).
3. Понятие общественного (политико-правового) института представляется в виде идеи, ее символического закрепления, системы мест и процедур их взаимодействия, материальных и духовных опор. В этом случае, институт живет не только в плотных слоях реальных отношений, в социуме, но имеет и укоренение в культуре и истории за счет идеи, символов и духовных опор. Институт – социокультурное образование и только в таком качестве способен транслироваться во времени и обеспечивать стабильность и устойчивость общества.
4. По отношению к Конституции РК 1995 года можно утверждать, что она определила нормативные основы существования институтов-корпораций, которые можно отнести к субъектам власти в стране: это законодательная, исполнительная и судебная власть. Кроме этого состава государственной власти, соответствующего классической теории разделения властей, к структурным институциональным компонентам государственной власти в Казахстане, в соответствие с Конституцией 1995 года, можно отнести: президентскую власть, конституционную власть, прокурорскую власть, власть органов дознания и предварительного следствия по уголовным делам, власть, осуществляемую органами местного государственного управления и самоуправления .
5. На сегодня почти по всем этим общественным институтам сложились институты-вещи, развивающие и детализирующие положения, отображенные в Конституции. Однако и на сегодняшний день нельзя утверждать, что этот процесс завершен. Недавно приняты нормы, конкретизирующие полномочия Прокуратуры. Совершенно не урегулирован на уровне закона вопрос о местном самоуправлении, об осуществлении правосудие при помощи присяжных заседателей, условий получения платного высшего образования и другие
6. По поводу же институтов-корпораций проблем – непочатый край. Совершенно уверенно можно утверждать, что и через 7 лет со дня принятия Конституции, система госорганов еще не приобрела характера социокультурных институтов. Можно констатировать, что деятельность органов государственной власти в большинстве случаев воспринимается населением как формальная бездушная машина, которая воспроизводит процедуры и заполняет места в структурах, образует различного рода организации, учреждения, но совершенно не воспроизводит духовные основы, не воплощает в своем действии Идею, вообще к ней никак не относится, поскольку, чаще всего, все, что касается души институтов – не проявляется. По судебной системе складывается впечатление, что, суд действует «законнически» верно, но по сути – чрезмерно формально и выродился в подобие «семиотической машины», т.е. действует без мышления, без опоры на содержание закона, оставляя лишь букву закона, т.е. чистую семиотику (знаки)!
7. В чем видится выход и каковы возможные пути изменения ситуации и превращения существующей системы органов в институты-корпорации, действующие в соответствии с идеей и опирающихся не только на материальные опоры и воспроизводящие институциональную форму, но и учитывающие духовные свои основания?
В самом широком плане речь должна идти о необходимости восстановления здравого смысла, житейской мудрости, благоразумной рассудительности.
В теоретическом отношении, прежде всего, необходимо восстановить, реконструировать предназначение власти, всех ее институциональных компонентов по отдельности и в целостном единстве на основе выявления подлинной модели организации власти в стране, закрепленной в Конституции.
Условием полноты реализации институциональных идей, описанных выше и зафиксированных в виде конституционных норм и принципов, является создание и укрепление духовных опор соответствующих институтов власти через развитие правовой культуры государственных служащих и депутатов представительных органов, а также граждан, которые должны быть способны предъявить власти свои законные требования. Это предполагает совершенствование и согласованные усилия всех институтов сферы права, а также участие гражданского общества (через "фоновое влияние" неспециализированной правовой культуры).
Таким образом, фактическая сторона вопроса заключается вовсе не в изменении Конституции, действующей в Казахстане с 1995 года, а в институциональном воплощении ее положений в реальность.