«В формах искусства мы имеем дело с обязательностью сильно организованной формы, следование которой обеспечивает воспроизводство состояний при неполном знании ситуации или вообще невозможности ее аналитически представить.
Таким свойством спасительной (при незнании) обязательности формы обладают и
некоторые нравственно-правовые установления. В качестве примера я сошлюсь на
запрет эвтаназии, являющийся правилом медицинской этики. Ведь в том или ином конкретном случае можно совершенно точно и рационально знать, с уверенностью, исключающей какие-либо сомнения, что гуманно, справедливо и нравственно было бы помочь данному, безысходно страдающему существу умереть. Но запрет остается, и его общий, неконкретный смысл не может быть поколеблен этим аргументом. Форма потому и форма, что она не об этом. А она о том, что мы, с нашим конечным, ограниченным умом, не можем, во-первых, проследить и охватить все связи и последствия, в цепи которых стоит наша «помощь убиением» в общей экономии мироздания, во-вторых, знаем лишь непросчитываемую и неконтролируемую опасность прецедента убиения человеческого существа на том основании, что кому-то что-то было совершенно ясно. И того и другого достаточно для того, чтобы
предпочесть форму содержанию. Не знаешь, не можешь просчитать все следствия – не вмешивайся; не знаешь, прецедентом чего окажется реализация какого-то несомненного содержания, –
придерживайся формы! А она как раз содержит запрет. Я назвал бы это
мудрым невмешательством в законы мироздания. Может быть, аналогичной вещью является и так называемая «эстетическая мера»
[1].
5. В примере с запретом эвтаназии мы имеем дело с предельным случаем формального принципа, входящего в клятву Гиппократа:
«Не навреди!». В уголовном процессе аналогичным смыслом обладает
презумпция невиновности в сочетании с принципом толкования сомнений в пользу обвиняемого. Противоположный смысл несет принцип сталинской юстиции: «Лес рубят – щепки летят».
Аналогично, когда "реформаторы" хотят реализовать свои замыслы, они стремятся осуществить какие-то действия
ad hoc - либо закрывая глаза на нарушения законодательства, либо протаскивая какие-то подзаконные акты, либо – в точности, как Г.А.
[1] Мамардашвили М.К. Обязательность формы / Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. 2-е изд. – М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1992. С. 89. Выделено мною –
А.М.