Форма работы печатная

Главная гордость Академии Адилет: статья (и рукопись)
Профессорско-преподавательский состав Академии Адилет: Биобиблиографический словарь-справочник (2001/02 уч.г.). Алматы: АЮ-ВШП "Адилет".2003. С.6-8
ГЛАВНАЯ ГОРДОСТЬ АКАДЕМИИ «Адiлет»

Основным показателем любого коллектива выступает его профессиональная характеристика. Для вуза, безусловно, это присутствие обладателей ученых степеней и званий, отражающих официально признанную научную и педагогическую квалификацию. Работоспособность, профессионализм, порядочность, жизненная позиция профессорско-преподавательского состава выступают отличительными знаками, когда речь идет об учебном заведении. Для негосударственного образовательного института данные показатели являются также и компонентами выживаемости, конкурентноспособности, условием, в соответствии с которым учащиеся, их родители среди многообразия университетов, академий и институтов свой выбор останавливают именно на Академии «Адiлет».
Во время посещения «Адiлет» Президент Республики Казахстана Н.А.Назарбаев в своем выступлении подчеркнул, что большинство преподавателей он знает лично, привлекал их к проработке сложнейших вопросов правового обеспечения реформ, включая Конституцию страны.
Среди квалификационных характеристик, при наличии которых выдается лицензия на право ведения образовательной деятельности, проводятся аттестации и аккредитации учебного заведения, как ни странно, показатели по профессорско-преподавательскому составу не являются базовыми и основными. Современные показатели, к сожалению, более ориентированы на формальные параметры, в большинстве своем относящиеся к материальной базе вуза. Но если представить себе великолепное здание, оснащенное по последнему слову электронной техники, где на мониторах компьютеров можно было бы вызвать изображения самых известных на планете людей, с заранее записанными лекциями и консультациями, то, очевидно, мало у кого возникли б устремления получать образование в таком дистанционном виде.
Живое общение преподавателей, сотрудников и студентов, повседневная коммуникация, совместное празднование памятных дат и событий, личный пример, поиск решения актуальной задачи – все это создает атмосферу учебного заведения, его дух, традиции, незабываемый личный опыт. Это помнится и ценится всю жизнь. Особо важно, чтобы при этом еще и повезло на преподавателей, встреча с которыми, подчас, и меняет ценности, становится определяющей вехой на жизненном пути.
Педагоги – это главная наша гордость. Каждый - знаток своего дела. Каждый – убежденный сторонник содержательной результативной работы. Каждый – инициатор и проводник активных методик, стремится изучать, углублять, рассказывать и писать. Каждый – член единой команды
радующийся общим победам и переживающей невзгоды. Это – идеальное представление руководителя о своем коллективе. Конечно же, реальность иногда более прозаична. Но наличие такого маяка в представлении и позволяет давать оценки работе, строить планы, корректировать кадровую политику. Тем более, что данные характеристики культивируются как желательные, они основа для требований и выводов по каждой персоне, как бы ни был значим ее официальный послужной список.
У нас нет былых авторитетов, замшелых засыпающих у кафедры с давно пожелтевшими конспектами. У нас есть учителя многих нынешних учителей, которые и сегодня полны энергии нести знания учащимся, студентам, магистрантам и аспирантам. У нас нет остановившихся на прежнем потенциале. У нас есть горящие, постоянно ищущие, придумывающие и апробирующие. У нас нет живущих по принципу «преподаватель - умница, студент - глупец». У нас ценятся личности юношей и девушек, проявляется такт и уважение к не всегда совпадающим мнениям.
Выйти на сегодняшнюю ситуацию было непросто. Подбор кадров основывался в первую очередь на знании мною большинства своих коллег по юриспруденции, а также на точных и откровенных советах членов адилетовской команды. Как и на других направлениях такого многовекторного дела - строительства принципиально нового вуза – были и неудачи, просчеты. В чем-то подводило слабое владение информацией о смежных гуманитариях. Не все прошли тесты на профессионализм и порядочность, на соответствие намеренно завышенным требованиям.
Одно дело иметь представления о человеке и другое – насколько они будут подтверждаться реальными делами. Предшествующий опыт и жизнь «Адiлет» выработали определенные методики, которые сегодня мы весьма эффективно используем. Среди них - контрактная основа работы преподавателей, ежегодное анкетирование студентов и выпускников, беседы с родителями, внутрикафедральный контроль, оценка отношения к обязанностям и многие другие. Если по каким-либо каналам приходят хотя бы намеки на непристойность в любых ее формах, приходиться встречаться с преподавателем, предметно и откровенно обсуждать открывшиеся нюансы. Не помогает - прощаемся. Причем вне зависимости от регалий и каких-либо иных социальных позиций. Хотя подобное случается крайне редко. К такой оправданной жесткости в нашей коллективе привыкли, относятся к ней с пониманием.
Со студентами и учащимися установлены реально партнерские отношения, основанные на доверии и требовательности. Для творчества созданы все необходимые условия, включая библиотеку, ресурсы Интернет, конференции и семинары, зарубежные командировки и возможности публиковать результаты как в признанном Высшим аттестационным комитетом журнале «Научные труды «Адiлет», так и отдельными изданиями.
За время существования Адилет защищены 5 докторских и 12 кандидатских диссертаций. Отрадно и то, что успешно защитили кандидатские диссертации А.Амангельды и А.Надирова - выпускницы «Адiлет». Резерв у нас прекрасный и есть уверенность в том, что в ближайшие годы уровень «остепененности» еще более возрастет, в том числе и по такому высокому показателю как успешная защита докторских диссертаций.
В свете отмеченного, закономерными являются результаты проведенных Фондом Сорос-Казахстан независимых социологических исследований, подтвердивших отсутствие коррумпированности в нашем коллективе. Мы намерены и далее лидировать по этому показателю, беречь традиции юридического сообщества, развивать и укреплять полезные и добрые начинания.
Настоящая книга позволит читателю ближе познакомиться с профессорско-преподавательским коллективом Академии юриспруденции-Высшей школы права «Адiлет».




Анатолий Матюхин

Ректор
Академии юриспруденции-
Высшей школы права «Адiлет»,
доктор юридических наук