To main content
 

Форма работы рукопись

Отзыв

Об автореферате диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Хамроева Шухратджона Садировича на тему: «Проблемы правового воспитания школьной молодежи в Республике Таджикистан».-Душанбе, 2003.-24 С.

2003. 06.17.
Актуальность темы диссертации не вызывает сомнения, поскольку в условиях становления и развития общества и государства на новых основаниях, характеризующихся утверждением идеалов рыночной организации хозяйства, гражданского общества и правового государства, наиболее насущными выступают вопросы преодоления негативной антиправовой инерции массового сознания и воспитания новой генерации граждан в соответствие с цивилизованными принципами организации жизни. Транзитное состояние таджикского общества, как и других постсоветских стран, на первый план выдвигает задачу обеспечения роста правовой культуры населения вообще, молодежи в частности и учащихся школ в особенности.
Диссертант справедливо отмечает как научную востребованность разработок в области правового воспитания, правосознания, правовой культуры, так и практическую сторону изучения состояния дел с правонарушениями несовершеннолетних, их профилактику, предупреждение за счет развертывания комплекса воспитательно-образовательных мероприятий среди учащейся молодежи.
Соискатель привлекает в сферу научного знания положения новейших нормативно-правовых актов Республики Таджикистан, результаты социологических исследований по правонарушениям несовершеннолетних и новые методики, обеспечивающие более эффективное правовое воспитание и начальное правовое образование школьной молодежи.
Представляется, что достигнутые автором научные результаты можно отнести к тем, которые обладают элементами новизны, по сравнению с достигнутыми в этой сфере предшествующими разработками, особенно это касается выводов автора по вопросам правовой социализации подрастающего поколения. Заслуживает поддержки обоснование автором правовой социализации как части общей социализации молодежи (с.4, 16). Правовая социализация служит максимальной адаптации подрастающего поколения к общественным отношениям, регулируемым правом (с.22). Но более важно, что: «Смысл правовой социализации заключается в приобщении индивидов к правовой культуре, к активной (выделено мною- А.М.) правовой деятельности, инициативности личности. Учащиеся должны быть готовы к активной реализации прав и свобод …» (с. 16).

Научная новизна исследования усматривается также в проведении комплексного рассмотрения вопросов правового воспитания школьной молодежи, включающего собственно юридические вопросы и осуществление деятельности государственных и общественных структур, в том числе и образовательных, направленных не только на повышение юридической грамотности, но и связанных с системой воспитательных мероприятий, стремящихся обеспечить социальную, политико-правовую активность молодежи, выработку навыков поступать в соответствие с нормами права, морали, общественной нравственностью.


Автор отстаивает научную позицию, согласно которой достижение высокого уровня правовой культуры личности является ценностно-регулятивным фактором и определяется в качестве кульминации правового воспитания (с.7). При этом, сущность правового воспитания усматривается им в том, что оно (правовое воспитание) формирует правовое сознание (правовую идеологию и правовую психологию) школьной молодежи, правовая культура выступает при этом как конечная цель правового воспитания и оно играет важную роль в формировании гражданского общества и правового государства (с.13).
Рассмотрение вопросов собственно правового воспитания школьной молодежи приводит автора к выводу о том, что правовое воспитание представляет собой сложную и динамичную систему, тесно связанную с воспитательным процессом и стремящуюся обеспечить сознательно-активное правомерное поведение (с.17).
Автором выделяются различные уровни правового воспитания молодежи: внешкольное и школьное (с.10), а в последнем особо выделяется уровень правового воспитания учащихся старших классов (школьной молодежи), который отличается от других этапов правового воспитания школьников (с.19).
Интересны суждения диссертанта также и о роли преподавателей права в школе (с.19-20) и особенно описание и характеристики интерактивных подходов и методов преподавания права в школе (с.20-21).
Следует согласиться с соискателем в том, что в отношении несовершеннолетних наиболее важными выступают задачи социальной превенции противоправного поведения с их стороны, что выводит на новый уровень понимания значения педагогических, психологических, воспитательных мер воздействия.
Несколько слов о замечаниях, которые возникают при чтении автореферата. При этом, вполне возможно, что часть из них получила свое освещение в тексте самой диссертационной работы. Прежде всего, в названии диссертации присутствует слово «проблемы», в то время как анализ содержания автореферата позволяет говорить об определенных трудностях, ограничениях, которыми характеризуется процесс правового воспитания школьной молодежи в Республике Таджикистан, можно говорить также и о задачах, которые необходимо решить в ближайшей перспективе государственным, общественным структурам, семье и школе, чтобы идеалы права, прав человека и гражданина получили свое воплощение в жизнедеятельности таджикского общества. Но вот собственно проблем, то есть тех научных положений, которые бы не имели возможности разрешения известными способами, в содержании работы не усматривается. Однако это вовсе не снижает важность и научную актуальность выявленных трудностей и задач.
В автореферате не дается правового определения используемым понятиям по субъектам правовоспитательного процесса: подрастающее поколение (с.3,4,7 и др.), молодежь (с.3,5 и др.) учащиеся школ (с.4,16 и др.), несовершеннолетние (с.5, 6,), старшекурсники (с.6), школьная молодежь (с. 6,7, 13 и др.), школьники (с.7, 11 и др.), подростки (с.7, 10), учащиеся (с.8, 10, 11, 12 и др.), воспитуемые (с.9,18 и др.), педагогически запущенные (с.11), трудные подростки (с.11), дети (с.11), трудновоспитуемые (с.12), учащиеся старших классов (с.19), старшеклассники (с.19) и др. Несмотря на то, что из контекста можно понять о какой категории субъектов идет речь, но в научном отношении было бы точнее привести правовые отличия в понимании и статусе, а отсюда – и различных вопросах и задачах по правовому воспитанию различных групп школьной молодежи. Например, учащиеся ПТУ (с.11) относятся к школьной молодежи или нет и будут ли к ним применимы все те выводы, которые сделаны в диссертации?
Вызывает некоторое недоумение ссылка в автореферате на два основополагающих акта по теме работы - Указ Президента и Постановление Правительства Республики Таджикистан, – на издание под грифом «Для служебного пользования» (с.3). Неужели эти акты недоступны населению Таджикистана и нет их публикации в открытой печати?
Отмеченные замечания могут быть вполне учтены в случае продолжения работы автором над избранной темой и не влияют в целом на положительную общую оценку проведенного анализа. Поэтому, считаю, что работа Хамроева Шухроджона Садировича представляет собой самостоятельное оригинальное исследование вопросов правового воспитания школьной молодежи в Республике Таджикистан, выполненное с соблюдением требований, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а сам автор достоин присуждения ему ученой степени кандидата юридических наук.