то каждая из них уже имеет собственное понимание как сути конфликта, так и правомерных (по ее мнению) действий по его разрешению.
Для того, чтобы достичь такого понимания, каждая из сторон (или обе совместно, в диалоге) должны апеллировать к уместным в данном случае
источникам права: норме обычая или акта писаного права, прецеденту, который может выступить в качестве образца разрешения данной ситуации, и, наконец, доктринальному толкованию.
6. Если стороны самостоятельно приходят к согласию, то их индивидуальные представления сходятся, приобретают интерсубъективный характер общего правопонимания, - а действия по разрешению конфликта могут рассматриваться как
реализация достигнутого правопонимания. «Третий» нужен для того, чтобы помочь спорящим сторонам согласовать позиции и найти ту
материальную норму (и то ее толкование), под которое они обе согласятся «подвести» спорную ситуацию. Либо - если стороны не идут на компромисс - для того, чтобы
переоформить конфликт в состязание: в этом случае стороны, не согласные следовать общей материальной норме, должны (если они все же хотят разрешить спор «по праву») по крайней мере принять общую
процессуальную норму их взаимодействия до разрешения конфликта. Формируется
институт правосудия как правовая форма организации состязательного процесса
[1].
Сторонам предоставляется возможность защищать свои интересы (т.е. быть пристрастными) - носителем
процессуальной формы правопонимания теперь выступает «третий» (т.е. судья). Однако и судья, будучи по должности призван беспристрастно апеллировать к соответствующим источникам права, не является монопольным носителем
содержания правопонимания. Лишь суд в целом - как правовой институт - «понимает», «мыслит», «разрешает конфликт» и выносит приговор. Последнее есть
юридическое действие, которое необходимо признать
реализацией правопонимания и юридического мышления суда как института-корпорации
[2].
7. Использованная выше трактовка
правопонимания и юридического мышления как коллективных процессов, принадлежащих не индивиду, а правовым институтам, на уровне правовой системы в целом требует
нового прочтения понятий правовой системы и правовой культуры. [1] Направляющей идеей подобного института выступает Идея Права, а институциональной формой – сам состязательный процесс, организующий взаимодействие сторон по отстаиванию собственных интересов и разрешению конфликтов.
[2] Не следует думать, что коллективное мышление суда как института-корпорации является чем-то совершенно отчужденным и надчеловеческим.
Акты мысли по-прежнему принадлежат людям, но сами люди становятся,
сверх своего обычного бытия, еще
участниками процесса. Их деятельность в институциональных рамках
процессуализируется, а вслед за этим и акты мысли отдельных людей становятся частными моментами коллективного
процесса мышления, который не принадлежит никому из людей в отдельности (даже судье), а только суду в целом – как институту-корпорации. Конечно, суд может превратиться и в «мыслящую машину», действующую безлично и жестоко, как это описано в романе А. Камю «Посторонний». Но это происходит тогда, когда институт-корпорация «забывает себя», отрываясь от собственной идеи.