Открывает данный цикл работ статья
«К разработке современной концепции функций государства» (с.221-228), где вопрос о функциях государства рассматривается как часть проблемы функционирования государства. Функционирование государства включает в себя все без исключения виды его деятельности Функции же государства - это не все, а только некоторые из них, наиболее существенные, ключевые. За отправную позицию при определении понятия функций государства автор принимает не форму государственной деятельности, как поступает ряд известных государствоведов
[1], а саму деятельность применительно к тем или иным сферам жизни государства и общества. В первом случае под функцией государства понимается законодательствование, управление, правосудие, контроль и надзор, а во втором, также имеющем под собой основательную традицию
[2], - направления деятельности государства в важнейших сферах жизни - экономике, культуре, экологии, охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д.
В контексте вопроса о субъектности функций государства М.Т. Баймаханов выделяет два уровня решения:
общий, когда субъектом каждой функции признается государство в целом, и
конкретный, когда субъектами каждой функции признаются государственные структуры, непосредственно занятые реализацией того дела, которое составляет содержание этой функции. Ныне начинает вырисовываться и
третий уровень вопроса о субъектности функций государства. Он связан с
процессами глобализации, а также интеграции государств в мировое сообщество, когда осуществление отдельных функций трудно ограничить внутригосударственными рамками. В этих условиях наблюдается перерастание некоторых функций внутригосударственной значимости
[3]. «В реализации функций государства задействованы все или, по крайней мере, большинство государственных органов. Но "рассредоточение" их по отдельным функциям государства – неравномерное, - полагает автор. - Есть органы (их относят к числу общегосударственных - это парламент, президент, правительство), которые принимают участие в реализации почти всех функций государства, а есть органы, сфера приложения сил которых не выходит за пределы одной функции (таковы отраслевые, локальные органы)» (с.247-248).
Возложение обязанностей по выполнению функций государства на соответствующие звенья государственного механизма предполагает наделение последних соответствующими
полномочиями и
средствами организационного, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения, укомплектование названных звеньев государственного механизма квалифицированными
кадрами. Компонентами понятия функции также являются
цели и задачи воздействия на соответствующую сферу отношений, происходящие из расщепления общегосударственных целей и задач по отдельным функциям, и
объем полномочий, которые выделяются государством для обеспечения их выполнения. «Этот объем полномочий, предназначенный для выполнения функции в целом, - считает М.Т. Баймаханов, - как бы распределяется между теми звеньями государственного механизма, на которые возложено выполнение той или иной части заданий по реализации функции государства» (с.250).
Чтобы содержание функции государства (т.е. его воздействие на отдельные сферы общественной жизни) не было расплывчатым, безграничным, а имело необходимую определенность, оно должно быть облечено в ту или иную
конкретную форму. При этом успех осуществления функции зависит от органической "подгонки" формы к содержанию и степени соответствия первой второму. Исследователь
выделяет два аспекта формы: организационный (этот аспект уже освещен выше при рассмотрении вопроса о субъектности функции государства)
и правовой. Общепризнанным является деление правовых форм на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные
[4], причем пропорции сочетания их у
[1] Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия. - М.: Юр. лит. 1970. С. 220.
[2] Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. - М.: Юр. лит., 1970. С. 6-8;
Цивадзе Д.Ю. Развитие экономических функций Советского государства. - М.: Юр. лит., 1970. С. 36-37;
Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. - Изд. Саратов., ун-та, 1979. С. 190-191.
[3] Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. - М.: Юр. лит., 1998. С. 78.
[4] См.:
Самощенко И.С. О правовых формах осуществления функций Советского государства // Сов. гос. и право. 1956. №3.