Малиновский В.А., д.ю.н., проф., проректор
Академии юриспруденции-Высшей школы права «Адилет»
(Алматы, Казахстан)
Матюхин А.А. – д.ю.н., проф., ректор
Академии юриспруденции-Высшей школы права «Адилет»
(Алматы, Казахстан)
Унитаризм и демократизация в Республике Казахстан:
конституционные основы, сочетание и развитие 1. Форма политико-территориальной организации государственной власти в любой стране обусловлена ее историей, многообразными политико-правовыми и культурными особенностями, запросами практики конкретного периода развития страны.
Унитарное государство чаще всего в литературе описывается как «простое» при сопоставлении с другими вариантами: федерацией, конфедерацией и т.п. Однако, унитарные отношения имеют далеко не простой, а действительно «сложный» характер уже в разрезе строения государства. Еще более непростыми они становятся при учете включенности во властеотношения различных институтов гражданского общества, непосредственных форм отправления народовластия, вызовов современности в виде терроризма, социальных, природных и иных катаклизмов. Дополнение отмеченных общих факторов состоянием политического и экономического транзита, многонациональностью и поликонфессиональностью казахстанского общества, исторически недавней принадлежностью к единой территории и общности Союза ССР - позволяет приблизиться к современному пониманию сложности формы государственного устройства суверенного Казахстана.
2. Представляется, что
конституционно-правовые аспекты унитарной формы политико-территориальной организации государства включают:
- отношения, складывающиеся в разрезе организации государственной власти на уровне государства в целом и территориальных единиц (т.е. строением государственного механизма);
- отношения, охватываемые организацией территории государства (набором административно-территориальные единиц, статусом отдельных звеньев, а иногда и присутствием различных автономных образований);
- отношения, возникающие в процессе реализации прав и свобод граждан на соответствующей территории.
С точки зрения
ролевой автономии субъектов конкретные конституционно-правовые отношения можно сгруппировать по принадлежности к различным компонентам государственности:
государственному сектору, общественно-политическим институтам и
сфере гражданского общества.