Вчера, 25 августа состоялось учреждение Республиканского общественного объединения «Юристы за справедливые выборы».
Его инициаторами выступили ученые и педагоги – доктора и кандидаты юридических наук, специалисты преимущественно конституционного права, а также других отраслей юриспруденции, представители избирательных комиссий, бывшие парламентарии и действующие депутаты маслихатов из Алматы и ряда регионов Казахстана. Многие из них в феврале подписали известное обращение к Президенту РК и Парламенту о недопустимости поспешных изменений Конституции РК. А в мае с целью доказать на практике возможности юридического сообщества ими был организован «Алматинский клуб юристов», получивший в июне свидетельство о госрегистрации и приступивший к своей деятельности.
Именно отцами-основателями АКЮ была высказана, аргументирована и твердо отстаивалась в публичных дискуссиях в СМИ и Мажилисе позиция о необходимости проведения очередных президентских выборов в декабре 2005 г. С ней, как известно, согласился Конституционный Совет РК.
Нынешний очередной шаг его активистов – стремление взять под общественный профессиональный контроль все, что связано с выборными технологиями в сфере государственной власти: избрание Президента РК, депутатов всех уровней, акимов, органов местного самоуправления, а также республиканским референдумом.
На учредительной конференции отмечалось, что развитие благоприятных для правовой системы Казахстана тенденций стимулировали весениие указы Президента РК об усилении дисциплины в госаппарате и дальнейшем использовании потенциала Конституции РК 1995 г., а также принятые совсем недавно два известных и, по большому счету, судьбоносных, решений Конституционного Совета РК. Эту ситуацию нужно максимально углублять и усиливать. За последние годы Парламентом предприняты серьезные меры по либерализации избирательного законодательства. В своей совокупности общие действия верховной власти обеспечивают приближение Казахстана к общепризнанным либеральным ценностям. Этого нельзя не видеть.
Наряду с положительными переменами, требующими организационной подпитки, одной из причин очередной консолидации казахстанских правоведов на данном специфическом направлении явилась сохраняющаяся парадоксальность ситуации. С одной стороны, в обществе присутствует мнение о допущенных и представленных в СМИ нарушениях электорального законодательства. С другой – ответственные работники избиркомов, акиматов и иных госструкту не проявляют инициативы и наступательности, не актуализируют нарушения, не бьют тревогу в связи с ущемлением законных прав граждан и других субъектов избирательных правоотношений. Более того, случается они сами, прикрываясь различными благими намерениями, понуждают к неправомерным действиям. Такая «позиция» может привести к консервации негативных явлений, к снижению действенности форм непосредственного народовластия, и, как результат, - к разрыву между конституционными принципами, нормами и реальной действительностью. На этот же «результат» подчас «работает» агрессивная правовая безграмотность кандидатов на выборные должности и заинтересованных в их победе групп давления, стремящихся перейти с юридического поля на политическое, заменяя правовые аргументы «политической» обструкцией.
Юристы-профессионалы и другие специалисты в области избирательных технологий не намерены занимать позу страуса, игнорируя то, что есть на самом деле. Общество весьма