Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, поскольку права человека и гражданина предстают одной из важнейших политико-юридических категорий, содержание которой окончательно далеко не раскрыто ни в действующих актах различного уровня – от международного до локального, ни в соответствующих теоретико-гуманитарных исследованиях.
Наибольшую остроту тема о правах человека приобретает в современной международной жизни, поскольку именно ссылки на определенное понимание этих прав выступает, к сожалению нередко, основанием для принятия различных конкретных мер, вплоть до вооруженного вмешательства, в отношении тех или иных стран. Получило широкое освещение проблематики с правами человека как арены применения «двойных стандартов» при оценке внутреннего законодательства и практики его применения в некоторых странах, чаще всего, в постсоветских.
Положения законодательного, в том числе конституционного, характера, а также научные изыскания, касающиеся вопросов прав человека и гражданина, имеющие место в постсоветских странах, в том числе и в Казахстане, действительно требуют соответствующего осмысления, анализа и что чрезвычайно важно – выявления реального положения дел с возможностями реализации прав, свобод, законных интересов человека и гражданина.
Республика Казахстан, как и иные транзитные страны, конституционно подтвердила приверженность идеям о правах человека, с учетом того, что высшими ценностями государства признается человек, его жизнь, права и свободы. Однако, конкретное содержание, перечень, система гарантий, институциональное обеспечение, укорененность в общественном сознании, перспективы развития и другие вопросы прав человека еще не получили должного освещения в отечественной политико-юридической науке и практике.
Исходя из этих положений, представляется своевременной и полезной работа, проделанная Ж.Д. Бусурмановым по комплексному исследованию вопросов прав и свобод человека, выяснению их интерпретаций в концепциях и доктринах, истории становления, развития, намеченных перспективах, связях с историей обычного права казахов, формирования собственного понимания их содержания в применении к современному казахстанскому обществу, выделения основных направлений проводимой в данной области государственной политики, анализу деятельности правозащитных институций Казахстана (государственных и общественных), с учетом его транзитного периода развития.
В диссертации Ж.Д.Бусурманова затрагиваются важные вопросы о соотношении демократии и уважении прав человека; связях прав человека и уровня развития культуры; правах человека как ценности цивилизационного и общечеловеческого свойства; включенности прав человека в систему законодательства (конституционного и текущего) и влиянии на этот вопрос государственной политики; границах и условиях ущемления прав человека; правах человека как мериле состояния развития общества и государства; европейских и иных корнях прав человека как неписанного естественного права; о персоноцентризме как ядре содержания прав человека в западно-европейской интерпретации; своеобразии и иных, нежели в Европе, базовых ценностях кочевой цивилизации казахов, как факторах определяющих отношение в современном обществе к идее прав человека; смысле и предназначении «евразийской концепции прав человека», учитывающей определенный баланс индивидуальных и коллективных интересов; уровнях стандартов в области прав человека; конституционном закреплении прав человека; формировании национальной идеи, включающей положения о правах человека; деятельности президента, Конституционного совета, судов, прокуратуры, комиссии по правам человека, уполномоченного по правам человека, негосударственных правозащитных организаций в области обеспечения прав человека; взаимодействии Казахстана с международными правозащитными организациями; разработке национального плана действий по обеспечению и развитию института прав человека в Казахстане.
Автор использует в своей работе различные подходы и характеристики прав человека, свойственные ряду гуманитарных дисциплин. При этом, анализ основного содержания диссертации позволяет сделать вывод о том, что ее базовыеположения и результаты находятся в сфере предъявляемых нормативных требований к научным работам данного типа и в основном соответствуют научной специальности теории и истории права и государства; истории политических и правовых учений.
Диссертант помещает свое исследование в широкий контекст политико правовых, исторических, социо-культурных смыслов. Поэтому степень обоснованности каждого научного положения, выводов и формулировок, выносимых на защиту, опирается на разнообразные источники и неодинаковую методологию.
Представляется достаточно обоснованным и достоверным утверждения автора о том, что «либеральное общество, основанное на уважении прав человека – это цель, а демократия средство ее достижения» (с.8 автореферата, с.19 дисс.). Данный вывод базируется на результатах философско-правового осмысления феномена прав человека, от зарождения и развития идеи до анализа воплощения ее в актах международного и национального законодательства. Здесь автор использует широкую палитру знаний, мнений, суждений, представленных в работах классиков политико-правовой мысли и публикациях современников, а также воплощенных в различных памятниках права и действующем законодательстве. При этом, можно согласиться и с выводом, что применение стандартов демократии, свойственных развитым западным и восточным обществам к транзитным странам необходимо проводить с определенными коррективами, признавая, что «демократия – условие, ... необходимое для нормальной жизни человека…» (с.19 дисс.). Данный вывод обладает относительной новизной, поскольку касается фундаментальных основ развития человеческой цивилизации вообще и казахстанского общества, в особенности. Кроме того, содержание демократических преобразований выступает неопровержимым условием развития современного Казахстана, и оно определяется, прежде всего, принципами действующей Конституции 1995 года, а также программными актами органов государственной власти.
Вывод автора о том, что «в современный период категория «культура» позволяет найти ответы на сложные вопросы…» (с.19 дисс., с.9 автореф.), связанные с обществом, представляется вполне достоверным, поскольку связан с авторской концепцией выявления оснований для утверждения евразийской концепции прав человека. Отчасти автор использует и иные категории для пояснения своей позиции: история, традиции, особенно при описании правовых особенностей кочевой цивилизации казахов (часть2 дисс.). При этом категория культуры помогает обосновать ценность цивилизационного подхода при познании природы, судьбы и перспективах эволюции различных обществ. Диссертант справедливо опирается на положения, согласно которым формационный подход при анализе сложнейших проявлений жизнедеятельности различных обществ, не позволяет выйти к некоторым сущностным характеристикам развития этих обществ. При этом цивилизационный подход действительно позволяет оттенить в своих характеристиках недоступные иным подходам черты различных обществ, проявляемые через исторический, географический и иные факторы. Поэтому, признание за термином «евразийство» культурного содержания представляется весьма перспективным направлением в последующих исследованиях политико-правовых явлений, в том числе - и прав человека.
Данный вывод представляется новым. Более того, такой подход позволяет представить некоторые актуально проходящие общественно-политические процессы более отчетливо, конечно, с учетом пределов и ограничений, свойственным любым однозначным подходам, поскольку каждый из них проявляет лишь какие-то грани объекта, не давая всей его представленности.
Следует согласиться с суждением автора о том, что « права и свободы человека и гражданина – это единственная, ценностная система, которая способна примирить человека с окружающим его обществом и с государством, преодолеть их взаимное отчуждение» (с.9 автореф., с.19-20 дисс.). На самом деле, в чем предназначение современного государства и более широко – общества, если они не обеспечивают, прежде всего основополагающие ценности человека: его жизнь, свободу, стремление к достойному существованию и самопроявлению? Иные характеристики государства и общества неминуемо сталкиваются с объективным противоречием права человека и общего блага, интереса и справедливости, воли и насилия, стремления к счастью и ответственности и т.п. Поиском баланса этих противоречивых сущностей служит и право. Только правопорядок, при котором достигается гарантированность человеку стать личностью, принимается, поддерживается человеком. Иное – утверждение надличностных ценностей – исторически породило уродливые проявления волюнтаризма, тоталитаризма, авторитаризма и т.п.
Данный вывод представляется относительно новым, находящимся в русле либерально-демократических устремлений по общественному переустройству.
Вывод диссертанта о том, что возможно ограничение в тех или иных случаях прав и свобод человека во имя решения социальных задач (с.20 дисс., с.9 автореф.), если такие ограничения не противоречат международно-правовым критериям, закреплены в национальном законодательстве, применяются в дозированных масштабах, и тогда, когда иными методами нельзя достичь общественно-значимого результата - вполне опирается на существующую практику. Действительно, нет ни одного государства, где такого рода ограничений не было бы. Да и трудно представить ситуацию в современности или в будущем, когда не было бы подобного состояния дел. Все дело в том, что основным критерием, ориентиром ограничений, ущемлений должен выступать баланс общественных (государственных) и личных интересов, достижение которого с точки зрения морали и справедливости пока представляется проблематичным.
Этот вывод также обладает относительной новизной, поскольку поиск баланса индивидуального и коллективного является краеугольным камнем многочисленных учений и воззрений как в истории так и в современности.
Вывод Ж.Д.Бусурманова о том, что «естественное право изначально существовало как неписанное право, знакомое почти всем цивилизациям и сообществам в истории человечества … ему присуща универсальность и всеобщность» (с.22 дисс., с.10 автореф.) достоверен. Другое дело, что права человека признаются как естественное право, противопоставляются силе государства, апеллируют к категориям нравственности, свободы, справедливости, человеческого достоинства, счастья. А это именно западно-европейский феномен, имеющий свои изученные основания и логику развития. Конечно же, в тех или иных обществах можно найти сходные проявления, одинаковые мотивы, подобные нормы, но трудно отрицать рождение феномена прав человека в русле западноевропейской политико-правовой, философской мысли. Применение методологии исследования, используемой в конкретной исторической ситуации к иным ситуациям, очевидно, возможно, но неизбежно повлечет известные негативные последствия, в ущерб объекту.
Данный вывод обладает элементами новизны.
Вывод диссертанта о том, что «персоноцентризм» в области прав человека … ведет к формированию эгоистического индивидуализма» представляется достоверным, при ряде условий. Ценность индивида, ценность права, ценность порядка, обеспечивающего права и свободы личности вовсе не исключают обязанности и ответственность человека перед обществом. В любом случае, права человека ограничиваются правами других людей и их общностей. Достижение социально-правового порядка, основанного на примате прав человека, невозможно, как это правильно отмечается автором, вне учета конкретно-исторических обстоятельств культурно-национального свойства, при котором нет ни одного общества, в том числе и западноевропейского типа, которое бы отрицало значимость коллективных ценностей. Но при решении вопросов утверждения порядка, регулирования общественных связей как раз и встает проблема: какие ценности, идеи класть в основание: индивидуальные или коллективные. Отсюда и возможны разные проявления: от эгоизма до тоталитаризма.