Ответы на вопросы газеты «Аргументы и факты Казахстан»
(для Ю.Киринициянова)
- Конституция – акт исторический, закрепляющий сложившийся на момент ее принятия баланс общественных сил, идеалов и интересов. Преимущество действующей конституции по отношению к предыдущим: четкое обозначение Казахстана в качестве демократического, светского, правового и социального государства, а также утверждение в качестве высшей ценности человека, его прав и свобод. Эти положения – вершина цивилизационных принципов организации жизни. Утверждение их в реальности – труднейшая задача. Эти базовые постулаты – ориентир в развитии, поскольку созидание развитого демократического общества – вообще труднодостижимый общественный идеал. Устремленность к воплощению социального совершенства – культурно-историческая задача, требующая гигантских временных рамок. Решению этой задачи служит весь текст Основного закона, а не только его отдельные положения.
- Мировой опыт был учтен основательно, комиссия рассматривала несколько возможных из сложившихся исторически вариантов взаимоотношения властей в демократическом обществе с республиканской формой правления и особым положением Главы государства. Есть влияние французской модели. Но все-же, Конституция Казахстана оригинальна, удачно совместившая в себе и традиционные конституционные нормы и местные особенности.
- Конституция как текст и как реальность – несколько разные явления. Совпадения юридической и фактической конституций практически недостижимо ни для какой страны. Всегда личностный фактор в общественном сознании будет затмевать правовые конструкции. В Казахстане Президент использует потенциал основного закона максимально. Остальные власти – не всегда активны в исполнении своих конституционных полномочий. Отсюда – вполне справедливая идея – законодательно поправить (изменить, уточнить) процедуры реализации механизма сдержек и противовесов: усилить роль Парламента, Правительства, Конституционного Совета, гарантировать самостоятельность суда, обеспечить местное самоуправление и прочее... На мой взгляд, крайне необходимо повышать именно конституционную ответственность всех ветвей власти, число которых явно не три. Самостоятельностью обладают также Президент, Конституционный Совет, Прокуратура, органы дознания и предварительного следствия, местное самоуправление. Конституция пока опирается на теоретические разработки позапрошлого века. Думаю, необходимо смелее изменять теоретическую парадигму и казахстанской конституции.
- Знание Конституции помогает во взаимоотношениях с любыми, не только государственными, структурами. Практически все свои обращения во внешние инстанции я включаю отсылку к нормам основного закона. Иногда это действительно действует отрезвляюще. Но обеспечить прямое действие конституционных правил все-таки сложно: чиновничье сознание ориентировано на ведомственные акты. Поэтому повышение уровня конституционного правосознания повсеместно – актуально и с каждым годом приобретает все более практически-ценностный смысл.
Анатолий Матюхин – ректор Академии юриспруденции – Высшей школы права «Алидет», доктор юридических наук, Президент Алматинского клуба юристов