не признать? Представляется ли «создание права» актом чисто политическим – или государство не только в лице судьи или чиновника, но и в лице законодателя действует в правовых рамках? Осуществляется ли «судейское усмотрение» в условиях конфликта, пробельности или иной неоднозначности подведения под норму произволом – или судья может апеллировать к какому-то праву, существующему помимо закона? Какова природа нормативного толкования, даваемого органом конституционного надзора: если содержание правовой нормы заключено не только в ее тексте, то откуда оно «извлекается» легальным интерпретатором?
Принципиально значимым моментом, на который указывают поставленные вопросы, является связь природы права с
феноменом правосознания, исходным пунктом которого служит
правопонимание. И поэтому всякая трактовка природы права в наиболее существенных своих аспектах оказывается в прямой зависимости от лежащей в ее фундаменте
концепции правопонимания. Именно на нее – как на «доктрину», понимаемую некоторыми правоведами одним из источников права, – и ориентируются законодатель, судья, орган конституционного надзора в перечисленных выше проблемных ситуациях [15, с. 36].
Библиографический список
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
// URL: http://www.pravo. gov.ru
2. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, “Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР”, “Уголовный кодекс РСФСР” и “Кодекс РСФСР об административных правонарушениях”» от 16 июля 1993 г. № 5451-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 33. Ст. 1313.
3. Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» от 1 ноября 1991 г. № 1827-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1497.
4. Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. № 1. Ст. 1. М.: Юрид. лит., 1997.
5. Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» // Ведомости Парламента РК. 1998. № 20. Ст. 245.
6.
Алексеев С. С. Философия права. М.: НОРМА, 1997. 336 с.
7.
Алексеев С. С. Теория права. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Бек, 1995. 311 с.
8.
Боботов С. В., Чистяков Н. Ф. Суд присяжных: история и современность. М.: Манускрипт, 1992. 149 с.
9.
Давид Р. Основные правовые системы современности. М.: Прогресс, 1988. 495 с.
10.
Карнозова Л. М. Суд присяжных в России: инерция профессии и проблемы реформирования // Государство и право. 1997. № 10. С. 50–58.
11.
Комаров, С. А. Общая теория государства и права: учебник для вузов / С. А. Комаров. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 528 с.
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 5-е изд., испр. и доп. // Под ред. проф. С.А. Комарова. М.: Изд-во «Юрайт», 2023. 325 c. (Серия: Профессиональный комментарий).
13. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М.: Республика; ВС РФ, 1992. 110 с.
14. Летопись суда присяжных (прецеденты и факты) // Российская юстиция. М.: Юрид. лит., 1995, № 9. С. 2-6.
15.
Матюхин А. Государство в сфере права: институциональный подход. – Алматы: ВШП «Эдiлет», 2000. 596 c.