Форма работы печатная
КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ*
Матюхин Анатолий Алексеевич
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры теории и истории государства и права
ЧОУ ВО «Юридический институт» (Санкт-Петербург),
199106, Санкт-Петербург, ул. Гаванская, дом 3;
е-mail: amatyukhin2006@yandex.ru
Куксин Иван Николаевич
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации;
профессор департамента права института экономики, управления и права
Московского городского педагогического университета,
129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1;
е-mail: proffKuk-1944@yandex.ru
Введение
Исследование состава и функций социокультурного института с неизбежностью требует и рассмотрения вопроса об их классификации. Для целей, связанных с проблематикой правового государства, полезна классификация институтов по сферам государственной и общественной жизни. В зависимости от того, отношения какой сферы данные институты оформляют, учитывая четыре основные сферы (экономическую, политическую, социальную и духовную), выделяются экономические, политические, правовые, религиозные институты, институты науки, образования и т.д.Основная часть
В теории государства и права продуктивно исследуются существенные различия, с одной стороны, норм обычаев и традиций, норм морали и общественных объединений, а с другой – норм права [Алексеев С.С., 1998, 281 и др.]. Анализируется вся совокупность системы нормативного регулирования общественных отношений с помощью различных правовых и неправовых средств, ибо система нормативного регулирования — это совокупность социальных норм, регулирующих поведение людей в обществе, отношения их между собой в рамках объединений, коллективов, а также социально-технических норм, регламентирующих их взаимоотношения с природой. Система нормативного регулирования обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений [Комаров С.А., 2022, 364]. Соответственно, среди всей совокупности общественных институтов выделяются социокультурные, политико-правовые и чисто правовые институты.Заключение
В целом можно констатировать, что политико-правовая трактовка гражданского общества должна отталкиваться не только (и даже не столько) от абстрактных принципов субстанциального значения гражданского общества для формирования пространства современной правовой культуры, пространства правовой организации общественной и государственной жизни. Нам следует исходить из сущностного определения человека, личности как основного политико-правового института гражданского общества. При этом мы должны опираться на уже известные нам из истории общества и его многочисленных философских систем понятия и принципы коллективизма и индивидуализма, отражающие объективную диалектику социальности человека во всех измерениях государственной и общественной жизни, включая политико-правовое пространство, сферу права, правовое сознание, правовую культуру и т.п.Библиография
CLASSIFICATION OF SOCIAL INSTITUTIONS IN A LEGAL STATE*
Matyukhin Anatoly Alekseevich
Doctor of Law, Professor,
Professor of the Department of Theory and History of State and Law
Private educational institution of higher education "Law Institute"
(St. Petersburg),
199106, St. Petersburg, st. Gavanskaya, 3;
e-mail: amatyukhin2006@yandex.ru
Kuksin Ivan Nikolaevich
Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation;
Professor of the Department of Theory and History of State and Law
Institute of Law and Management, Moscow City Pedagogical University,
129226, Moscow, 2nd Selskokhozyaystvenny proezd, 4, building 1;
e-mail: proffKuk-1944@yandex.ru