А.А. МатюхинПравопонимание по Конституции Республики Казахстан 1995 года (Юридико-герменевтическая техника понимания Идеи Права
и толкование Конституции)
1. Необходимость прояснения содержания и смысла норм Конституции. Конституция Республики Казахстан 1995 года (далее - Конституция) как факт реальности перехода страны в новое состояние, в период проводимых реформ неоспоримо имеет историческое значение. Основной закон в обстановке борьбы и противодействий различных притягательных идей - традиционалистских (национальных), социалистических и либерально-демократических - становится существенной опорой последних, поскольку провозгласил и закрепил ценности демократического общества и правового государства. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев отмечает: “характер казахстанского конституционализма обусловлен особенностями его становления в результате исторического преодоления элементов социалистического псевдоконституционализма и окончательного утверждения либерально-демократических ценностей, объективно необходимых Казахстану для достойного существования и развития в мировом сообществе”(1). Этот ключевой для становления государственности Казахстана (как и других независимых государств Содружества) процесс серьезно меняет и практику реализации Конституции, которая приобретает целый ряд существенных особенностей по сравнению с существовавшей прежде. Это касается как формальной стороны (сменилась Конституция, учреждены ранее неизвестные отечественной системе официальные органы и институты), так и содержательной (ее осуществление обеспечивается специальной системой гарантий институционального и функционального характера).
“В современном мире существуют три варианта организации конституционного надзора (контроля). В одних странах его осуществление возложено на суды общей юрисдикции (США, Япония и др.), в других - на специально созданные конституционные суды (ФРГ, Австрия, Италия и др.), в третьих - на органы несудебного характера или так называемые “квазисудебные” органы (Франция)...В Казахстане институт конституционного надзора был впервые провозглашен в 1989 году в форме Комитета конституционного надзора Казахской ССР. Затем исходя из Конституционного закона “О государственной независимости Республики Казахстан” в июне 1992 года был создан и по октябрь 1995 года действовал Конституционный суд Республики Казахстан.
Конституционный Совет Республики Казахстан,...выступая примером третьей, французской, модели конституционного надзора,...не интегрирован ни в одну из ветвей власти, хотя по полномочиям, организации деятельности и гарантиям несколько приближается к судам”(2). Но, при этом, “в процессе своей деятельности Конституционный Совет обязан воздерживаться от установления и исследования иных вопросов во всех случаях, когда это входит в компетенцию судов и других государственных органов”. Конституционный Совет, являясь государственным органом, “при осуществлении своих полномочий независим от других государственных органов, а также иных организаций, должностных лиц и граждан, подчиняется только Конституции и не может исходить из политических и иных мотивов”(3), что дает