Форма работы печатная

Профиль, содержание и правовой статус юридического образования в Казахстане: основные тенденции изменений: статья
Научные труды «Адилет».1998.№1(3). С.19-21
А.А. Матюхин

Профиль, содержание и правовой статус юридического образования в Казахстане:
основные тенденции изменений.

За период с начала 90-х годов, и, в особенности, после обретения независимости, в юридическом образовании Казахстана произошли значительные изменения. В самых общих чертах, не претендуя на детальный анализ, тенденции этих изменений можно охарактеризовать как определяемые следующими основными факторами:
1. Становление рыночных отношений: этот фактор влияет как на профиль и содержание юридического образования, так и на его правовой статус.
Изменение профиля юридического образования состоит прежде всего в его диверсификации и переориентации: от подготовки юристов прежде всего для правоохранительных органов (при незначительной доле остальных направлений) юридическое образование повернулось лицом к подготовке кадров для работы в хозяйственной (и особенно предпринимательской) сфере, в адвокатуре, нотариате, судах. Бурное развитие получили банковское и страховое дело, которые также выступают заказчиками на подготовку высококвалифицированных юристов. Разгосударствление в этих сферах, где государству раньше принадлежала абсолютная монополия, равно как приватизация и развитие свободного предпринимательства в хозяйственной области привели к изменению самих предметов правового регулирования, переосмыслению границ целого ряда отраслей права. Так, приходится существенно ограничивать и конкретизировать предмет финансового права[1], добавляются новые компоненты (полицейское право, административная юстиция) и переосмысляется предмет административного права[2]. В связи с признанием института частной собственности существенно расширяется и перетолковывается предмет гражданского права. Происходящие социально-экономические и политические изменения затрагивают и большинство предметов регулирования специальных отраслей законодательства: семейного, жилищного, земельного, водного, лесного. Бурно развиваются экологическое право, законодательство о недрах, о природных ресурсах и т.д.
Что не менее важно, вместе с изменением экономического строя произошло переосмысление правовой идеологии, что выразилось в кризисе господствовавшей прежде правовой доктрины, отказе от многих общеметодологических и концептуальных положений марксизма-ленинизма. Это привело к началу формирования новой теории государства и права[3], которая, с одной стороны, отвечает новым общественно-политическим и экономическим реальностям, а, с другой - реагирует на запросы отраслевых дисциплин, по отношению к которым выполняет методологическую функцию.
Условия рынка и высокие темпы общественных изменений требуют гибкости и динамичности содержания юридического образования, что возможно лишь на основе диверсификации форм собственности образовательных учреждений и дополнения государственного юридического образования частным, негосударственным. Формируется современная институциональная структура юридического образования, что вызывает к жизни потребности правового регулирования как деятельности образовательных учреждений, так и различных способов реализации права на образование, в том числе получения платного образования. Вслед за новым предметом регулирования начинает развиваться и новая отрасль - образовательное право[4].
2. Становление национальных государственностей и систем права в странах СНГ.
Данный фактор - через бурное развитие национального законодательства нового[5] казахстанского государства - оказывает огромное влияние на изменения предметов правового регулирования Республики, их системную взаимосвязь, что, как было отмечено выше, находит затем свое выражение в новом содержании юридического образования, в становлении новой системы юридических дисциплин. Но наиболее непосредственное влияние становление национальной государственности и системы права Казахстана оказывает на конституционное (государственное) право Республики, которое, по сути, приходится создавать заново. Конечно, есть и солидное теоретическое наследие, и высококвалифицированные конституционалисты, но Конституция 1995 года, практика ее применения, складывающаяся система разделения и взаимодействия властей, а также оригинальная система реализации конституционной власти[6] еще ждут своего дисциплинарного осмысления.
3. Транснационализация юридического образования.
Данный фактор влияет на тенденции развития юридического образования в четырех аспектах:
· в рамке признания значения международных стандартов прав человека, перехода от постсоветской к правовой государственности - это не только очевидные изменения правовой идеологии и основных положений теории, но и пересмотр роли и значения конституционного права, превращение его из декларации в право прямого действия. Кроме того, это переосмысление содержания таких, вроде бы, традиционных дисциплин, как уголовный процесс: последний теперь должен конкретизировать конституционные принципы правосудия (такие как, например, презумпция невиновности) и служить их реализации;
· в рамке расширения международного экономического сотрудничества, самостоятельного вхождения новых независимых государств в мировую экономику - это порождает потребность повсеместного (а не только в элитарных вузах) включения в программы юридического образования преподавания международного частного права и ряда смежных дисциплин.
· в рамке интеграции СНГ (и особенно стран «четверки»: таможенный союз, перспективы создания единого экономического и информационного пространства).

[1]Карасева М.В. О предмете финансового права на современном этапе // Государство и право, 1997, №11.

[2] Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право, 1997, №11.

[3] Глебов А.П. Новое поколение учебников по теории государства и права // Государство и право, 1997, №4;

[4] Шкатулла В.И. Право на образование // Государство и право, 1997, №7.

[5] «Новое, - как подчеркивает А.К.Котов, - не значит молодое... Такое государство... уже обладало формально-юридическим суверенитетом (потому оно не стало называться «страной, освободившейся от колониальной зависимости»), хотя территория его перед ситуацией правопреемственности была зависимой, за отношения которой с другими такими же республиками и за интересы которой на международной арене пока выступало государство-предшественник в лице СССР... Прошлое Казахстана, в котором вызревали качества его суверенности, государственности, бесконечно, как бесконечно будущее его истории». - Котов А.К. Конституционное становление Казахстана как нового независимого государства // Научные труды «Адилет», 1997, №1.С.8-9.
[6] См.: Матюхин А.А. Конституционная власть в современном Казахстане. - Мысль. 1996. №12.
Здесь можно провести аналогию с наметившимся процессом «европеизации» юридического образования в государствах Европейского Союза[1]. Потребность правовой унификации в интегрирующейся Европе выше, чем, например, в Соединенных Штатах, так как европейские государства имеют более диверсифицированную правовую культуру. Важным ингредиентом транснационализации юридического образования становится сравнительное право, которое необходимо для приобретения глубокой правовой культуры и гибкости юридического мышления. Возрастает потребность в учебных пособиях, которые бы не просто давали обзор главных правовых систем мира или описывали характерные черты права отдельных государств, но и обсуждали в сравнительной перспективе конкретные области материального и процессуального права, например, права контрактов, компаний или административной процедуры. «Кроме того, общетеоретические и философско-правовые дисциплины до сих пор не занимают надлежащего места в европейских учебных планах. Теория права выполняет наднациональную, интеграционную функцию в правовой системе, и в этом отношении имеет сходство с правом Европейского Союза, т.е. коммунитарным правом»[2]. Но, если в рамках «четверки» начнет реализовываться предложение Президента Казахстана Н.А.Назарбаева о создании «Общего рынка СНГ» по образцу Евросоюза, то юридическое образование стран Содружества, имеющее общие философско-теоретические корни, может избежать трудностей европейских коллег, позаботившись об интегративности уже сейчас.
· в тесно связанной с интеграционными процессами рамке ускорения реформ в современном праве: «Необходимы юристы с глобальным мышлением, которые знают относительные, стабильные принципы и нормы, знакомы с историческими предпосылками, судебными методами и имеют достаточное представление о взаимоотношениях правовых и других аспектов общественной жизни. Юридическое образование должно в какой-то мере дистанцироваться от деталей национальных систем права, что сделает менее уязвимым приобретение знаний, мгновенно стареющих под росчерком пера законодателя. Это позволит передать «оперяющимся юристам» гибкость правового мышления, требуемую тогда, когда материальное право становится правовой историей.
Универсализация и философизация юридического образования предполагают акцент на изучении правовых методов (толкования, интерпретации), а не материального права»[3]. Данные методы, опираясь на общие принципы теории и философии права и техники юридической герменевтики, задействуют также концептуальный аппарат сравнительного правоведения, что позволяет за общими чертами не потерять конкретные. В этом же плане представляется чрезвычайно актуальной разработка культурологического и аксиологического подходов к праву [4], а также юридической регионологии[5], позволяющей исследовать специфику и правовое своеобразие отдельных территорий.

[1] Бойцова В.В. Европейский образовательный процесс и Россия // Государство и право, 1997, №11. С.70 и след.

[2] Там же. С.71.
[3] Там же.
[4] Лаптева Л.Е. Политико-правовые ценности: история и современность (Симпозиум) // Государство и право, 1997, №7;

[5] Левакин И.В. О современной российской юридической регионологии (к постановке проблемы, ее научном статусе и возможностях преподавания) // Государство и право, 1997, №10.
Важное методологическое значениев свете происходящих изменений приобретает также системный подход - ведь в общественной жизни возникает все больше многоуровневых отношений, которые на первом, основном уровне однородны и регулируются какой-то одной отраслью права, но при этом еще порождают производные или примыкающие группы общественных отношений, регулируемые другими отраслями. По отношению, например, к трудовому праву такими производными отношениями являются отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, отношения по рассмотрению трудовых споров и т.д.[1]. Но в некоторых случаях мы сталкиваемся с общественными отношениями принципиально комплексного характера, при рассмотрении которых системность нужна уже на стадии исходного рассмотрения. Так, например, банковское право выступает как комплексный правовой институт, включающий в себя нормы гражданского, административного и финансового права[2]. Такую же комплексную природу имеет и межотраслевой институт собственности[3]. Во всех этих случаях, очевидно, нужно более тесное взаимоотношение юридического образования с правовой наукой, причем не на стадии изложения найденных решений, а уже в процессе постановки проблем. Только в этом случае мы можем рассчитывать на то, что подготовка юристов будет отвечать потребностям постоянно развивающейся практики.

[1] Бельский К.С. Указ.статья. С.15.

[2] Карасева М.В. Указ.статья. С.25.
[3]Морозова Л.А. Государство и собственность (Проблемы межотраслевого института) // Государство и право, 1996, №12. С.19-32.

За период с начала 90-х годов, и, в особенности, после обретения независимости, в юридическом образовании Казахстана произошли значительные изменения. В самых общих чертах, не претендуя на детальный анализ, тенденции этих изменений можно охарактеризовать как определяемые следующими основными факторами:
1. Становление рыночных отношений: этот фактор влияет как на профиль и содержание юридического образования, так и на его правовой статус.
Изменение профиля юридического образования состоит прежде всего в его диверсификации и переориентации: от подготовки юристов прежде всего для правоохранительных органов (при незначительной доле остальных направлений) юридическое образование повернулось лицом к подготовке кадров для работы в хозяйственной (и особенно предпринимательской) сфере, в адвокатуре, нотариате, арбитражных судах. Бурное развитие получили банковское и страховое дело, которые также выступают заказчиками на подготовку высококвалифицированных юристов. Разгосударствление в этих сферах, где государству раньше принадлежала абсолютная монополия, равно как приватизация и развитие свободного предпринимательства в хозяйственной сфере привели к изменению самих предметов правового регулирования, переосмыслению границ целого ряда отраслей права. Так, приходится существенно ограничивать и конкретизировать предмет финансового права[4], добавляются новые компоненты (полицейское право, административная юстиция) и переосмысляется предмет права административного[1]. В связи с признанием института частной собственности существенно расширяется и перетолковывается предмет гражданского права. Происходящие социально-экономические и политические изменения затрагивают и большинство предметов регулирования специальных отраслей права: семейного, жилищного, земельного, водного, лесного. Бурно развиваются экологическое право, законодательство о недрах, о природных ресурсах и т.д.
Что не менее важно, вместе с изменением экономического строя произошло переосмысление правовой идеологии, что выразилось в кризисе господствовавшей прежде правовой доктрины, отказе от многих общеметодологических и концептуальных положений марксизма-ленинизма. Это привело к началу формирования новой теории государства и права[3], которая, с одной стороны, отвечает новым общественно-политическим и экономическим реальностям, а, с другой - реагирует на запросы отраслевых дисциплин, по отношению к которым выполняет методологическую функцию.
Условия рынка и высокие темпы общественных изменений требуют гибкости и динамичности содержания юридического образования, что возможно лишь на основе диверсификации форм собственности образовательных учреждений и дополнения государственного юридического образования частным, негосударственным. Формируется современная институциональная структура юридического образования, что вызывает к жизни потребности правового регулирования как деятельности образовательных учреждений, так и различных способов реализации права на образование, в том числе получения платного образования. Вслед за новым предметом регулирования начинает развиваться и новая отрасль - образовательное право[8].
2. Становление национальных государственностей и систем права в странах СНГ.
Данный фактор - через бурное развитие национального законодательства нового[1] казахстанского государства - оказывает огромное влияние на изменения предметов правового регулирования Республики, их системную взаимосвязь, что, как было отмечено выше, находит затем свое выражение в новом содержании юридического образования, в становлении новой системы юридических дисциплин. Но наиболее непосредственное влияние становление национальной государственности и системы права Казахстана оказывает на конституционное (государственное) право Республики, которое, по сути, приходится создавать заново. Конечно, есть и солидное теоретическое наследие, и высококвалифицированные конституционалисты, но Конституция 1995 года, практика ее применения, складывающаяся система разделения и взаимодействия властей, а также оригинальная система реализации конституционной власти[10 - ссылка на Матюхина!] еще ждут своего дисциплинарного осмысления.
3. Транснационализация юридического образования.
Данный фактор влияет на тенденции развития юридического образования в четырех аспектах:
· в рамке признания значения международных стандартов прав человека, перехода от постсоветской к правовой государственности - это не только очевидные изменения правовой идеологии и основных положений теории, но и пересмотр роли и значения конституционного права, превращение его из декларации в право прямого действия. Кроме того, это переосмысление содержания таких, вроде бы, традиционных дисциплин, как уголовный процесс: последний теперь должен конкретизировать конституционные принципы правосудия (такие как, например, презумпция невиновности) и служить их реализации;
· в рамке расширения международного экономического сотрудничества, самостоятельного вхождения новых независимых государств в мировую экономику - это порождает потребность повсеместного (а не только в элитарных вузах) включения в программы юридического образования преподавания международного частного права и ряда смежных дисциплин.
· в рамке интеграции СНГ (и особенно стран «четверки»: таможенный союз, перспективы создания единого экономического и информационного пространства).
Здесь можно провести аналогию с наметившимся процессом «европеизации» юридического образования в государствах Европейского Союза[2, с.70 и далее]. Потребность правовой унификации в интегрирующейся Европе выше, чем, например, в Соединенных Штатах, так как европейские государства имеют более диверсифицированную правовую культуру. Важным ингредиентом транснационализации юридического образования становится сравнительное право, которое необходимо для приобретения глубокой правовой культуры и гибкости юридического мышления. Возрастает потребность в учебных пособиях, которые бы не просто давали обзор главных правовых систем мира или описывали характерные черты права отдельных государств, но и обсуждали в сравнительной перспективе конкретные области материального и процессуального права, например, права контрактов, компаний или административной процедуры. «Кроме того, общетеоретические и философско-правовые дисциплины до сих пор не занимают надлежащего места в европейских учебных планах. Теория права выполняет наднациональную, интеграционную функцию в правовой системе, и в этом отношении имеет сходство с правом Европейского Союза, т.е. коммунитарным правом»[2, с.71]. Но, если в рамках «четверки» начнет реализовываться предложение Н.А.Назарбаева о создании «Общего рынка СНГ» по образцу Евросоюза, то юридическое образование стран Содружества, имеющее общие философско-теоретические корни, может избежать трудностей европейских коллег, позаботившись об интегративности уже сейчас.
· в тесно связанной с интеграционными процессами рамке ускорения реформ в современном праве: «Необходимы юристы с глобальным мышлением, которые знают относительные, стабильные принципы и нормы, знакомы с историческими предпосылками, судебными методами и имеют достаточное представление о взаимоотношениях правовых и других аспектов общественной жизни. Юридическое образование должно в какой-то мере дистанцироваться от деталей национальных систем права, что сделает менее уязвимым приобретение знаний, мгновенно стареющих под росчерком пера законодателя. Это позволит передать «оперяющимся юристам» гибкость правового мышления, требуемую тогда, когда материальное право становится правовой историей.
Универсализация и философизация юридического образования предполагают акцент на изучении правовых методов (толкования, интерпретации), а не материального права»[2, с.71]. Данные методы, опираясь на общие принципы теории и философии права и техники юридической герменевтики, задействуют также концептуальный аппарат сравнительного правоведения, что позволяет за общими чертами не потерять конкретные. В этом же плане представляется чрезвычайно актуальной разработка культурологического и аксиологического подходов к праву (см., например, обсуждение проблемы политико-правовых ценностей в [6]), а также юридической регионологии[7], позволяющей исследовать специфику и правовое своеобразие отдельных территорий.
Важное методологическое значениев свете происходящих изменений приобретает также системный подход - ведь в общественной жизни возникает все больше многоуровневых отношений, которые на первом, основном уровне однородны и регулируются какой-то одной отраслью права, но при этом еще порождают производные или примыкающие группы общественных отношений, регулируемые другими отраслями. По отношению, например, к трудовому праву такими производными отношениями являются отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, отношения по рассмотрению трудовых споров и т.д.[1, с.15]. Но в некоторых случаях мы сталкиваемся с общественными отношениями принципиально комплексного характера, при рассмотрении которых системность нужна уже на стадии исходного рассмотрения. Так, например, банковское право выступает как комплексный правовой институт, включающий в себя нормы гражданского, административного и финансового права[4, с.25]. Такую же комплексную природу имеет и межотраслевой институт собственности[8, с.19-32]. Во всех этих случаях, очевидно, нужно более тесное взаимоотношение юридического образования с правовой наукой, причем не на стадии изложения найденных решений, а уже в процессе постановки проблем. Только в этом случае мы можем рассчитывать на то, что подготовка юристов будет отвечать потребностям постоянно развивающейся практики.


Литература:
1. Бельский К.С. К вопросу о предмете административного права // Государство и право, 1997, №11;
2. Бойцова В.В. Европейский образовательный процесс и Россия // Государство и право, 1997, №11;
3. Глебов А.П. Новое поколение учебников по теории государства и права // Государство и право, 1997, №4;
4. Карасева М.В. О предмете финансового права на современном этапе // Государство и право, 1997, №11;
5. Котов А.К. Конституционное становление Казахстана как нового независимого государства // Научные труды «Адилет», 1997, №1;
6. Лаптева Л.Е. Политико-правовые ценности: история и современность (Симпозиум) // Государство и право, 1997, №7;
7. Левакин И.В. О современной российской юридической регионологии (к постановке проблемы, ее научном статусе и возможностях преподавания) // Государство и право, 1997, №10;
8. Морозова Л.А. Государство и собственность (Проблемы межотраслевого института) // Государство и право, 1996, №12;
9. Шкатулла В.И. Право на образование // Государство и право, 1997, №7;
10. [ссылка на Матюхина о конституционной власти].


[1] «Новое, - как подчеркивает А.К.Котов, - не значит молодое... Такое государство... уже обладало формально-юридическим суверенитетом (потому оно не стало называться «страной, освободившейся от колониальной зависимости»), хотя территория его перед ситуацией правопреемственности была зависимой, за отношения которой с другими такими же республиками и за интересы которой на международной арене пока выступало государство-предшественник в лице СССР... Прошлое Казахстана, в котором вызревали качества его суверенности, государственности, бесконечно, как бесконечно будущее его истории»[5, с.8-9].