Идеальная сущность, на основе которой возможно содержательное единство правовой культуры, системность разных отраслей и институтов права, называется идеей права
. Идеальная сущность содержит в себе наиболее существенные содержательные признаки права-как-такового, хотя, конечно, в контекстах разных культур правопонимание (то есть понимание содержания идеи права, формулируемое обычно в виде правовых принципов) может иметь особенности. Своеобразие правопонимания тесно связано с отличительными чертами национальных правовых систем.
Идея права выступает как ценностная, а не чисто позитивная, особенно для обществ переходного периода со становящейся правовой культурой. Переход от проблем структуры, динамики и устойчивости общества к подобной ценностной идее осуществляется с институциональной точки зрения
. Под
идеей права понимается идеально-ценностная составляющая воспроизводящегося правового порядка в рамках правовой культуры, выполняющая направляющую функцию по отношению к правовым институтам
. Будучи результатом разрешения римлянами воспроизводящейся проблемной ситуации “между свободой и порядком”, в новоевропейской культуре идея права образуется композицией ценностных идей
Свободы, Общего Блага и
Справедливости.[1]Сфера права есть то “место”, где коллизия трех идей получает не только принципиальное, но и формально-институциональное (процедурное)
разрешение. Это достигается благодаря институциональной организации, т.е. воплощению формального принципа в институциональных формах
.В рамках подобной трактовки, которую можно назвать либеральным институционализмом, идея общего блага институционализируется государством, а идея свободы - институтом личности и ее неотъемлемых, неотчуждаемых прав. Институт свободной личности в плане его множественности, популятивности рассматривается сквозь положения идеи гражданского общества как свободной общественности, институционализируемой как политические институты. Таким образом, “ось” идея свободы - идея общего блага имеет институциональную
[1] Идея права генетически связана со свободой воли: всякое право есть реализация свободы. Связь идеи права с
идеей свободы подчеркивала как либеральная традиция - во всяком случае, начиная с Дж.Локка, - так и традиция немецкого идеализма: И.Кант, И.Фихте, Г.Гегель.
С точки зрения философии государства и права
идея общего блага - это то, к чему должна стремиться всеобщая воля, то содержание, которое предполагает всякий мыслимый общественный договор, на чем покоится всякое государство.
В силу распада всеобщей воли на множество индивидуальных воль идеи свободы и общего блага входят в столкновение (описанная Т.Гоббсом “война всех против всех”), которое на принципиальном уровне разрешается введением справедливости в качестве меры.
Справедливость - это
мера свободы, в рамках которой свобода не противоречит общему благу. Идея права состоит в том, что эта мера выступает как формальный принцип, не зависящий ни от материальных обстоятельств, объективно ограничивающих свободу, ни от конкретного содержания общего блага.
Уместность появления в приведенном рассуждении идеи права обусловлена тем, что если различать свободу и произвол, то в социуме нет иного способа существования свободы, кроме как в форме права. Точнее, европейскаякультура не нашла иного способа. С точки зрения либеральной традиции
, не нашла она и иной формы осуществления справедливости.Подробнее см.:
Марача В., Матюхин А. Сфера права, правовые институты, правовая культура // Научные труды «Адилет», Алматы, 1998, №1(3). С. 32-33;
Марача В.Г., Матюхин А.А. Конституционная власть в странах СНГ: институциональное разделение властей и социальный идеал устойчивого развития // Вопросы методологии, 1997, №1-2. С.98-99.