«Казахстанская правда» от 12 августа 2003 года Правовые отношения: реалии и перспективы
Быстрые изменения, происходящие в последнее время в мире, не могут не затрагивать юристов, которым в новых условиях необходимо обеспечить эффективное регулирование отношений по формированию рынка и демократического общества. А успешное решение такого рода задач возможно лишь при опоре на добротную теорию, объясняющую сущность и возможности права в изменяющихся обстоятельствах переустройства. Остановимся на некоторых моментах, важных в теоретическом, а следовательно, и в сугубо практическом отношениях.
И для юристов, политиков, и для неспециалистов совершенно очевидно, что международное право переживает определенный кризис. Стремительные перемены в мире создают вызовы сообществу государств. Ясно, что ни одна страна в мире не может жить изолированно, она должна принимать некоторые правила взаимодействия с международным коллективом. В то же время в нынешней быстроизменяющейся ситуации нормы и принципы международного права должны претерпевать изменения. При этом от ООН, как важнейшего международного института, принимающего и утверждающего подобные нормы и принципы, требуется большая гибкость. Возможно, для того, чтобы по отношению к сообществу наций реализовать принцип верховенства права, нужно обновление этой структуры. Яркий пример реформирования, отвечающего новой ситуации в мире, уже демонстрирует другая значимая организация НАТО.
Возьмем, к примеру, обстановку вокруг Ирака, оценка которой имеет большое значение для формирования нового мирового порядка. Причем в этом процессе следует усматривать не только геополитический и геоэкономический аспекты, но и международно-правовой, характеризующий правовые основания "правил игры" между субъектами международных отношений. Одна из причин кризиса состоит в том, что ООН в ее нынешнем виде, когда спорящие стороны обладают правом вето при голосовании в Совете Безопасности, допустила правовой вакуум. Те, кто настаивал на силовой операции против Ирака, не могли ее легализовать в ООН. А те, кто был против, - не могли осудить эту операцию как агрессию.
Научный долг велит беспристрастно разобраться с основаниями позиций сторон. Одной из гипотез того, почему произошла война в Ираке, выступает известное положение о том, что важным источником различия позиций является принадлежность сторон к двум разным правовым системам: англосаксонской (Великобритания и США) и романо-германской (Франция, Германия и Россия). Каждой из них соответствует определенный язык и способ юридического мышления, а это порождает различия в правопонимании и правовой оценке одних и тех же событий.
Так, представители романо-германской системы (в которой приоритетным источником права является закон и к которой принадлежит Казахстан) пытались убедить оппонентов в том, что нужно, несмотря ни на что, соблюдать нормы ООН, оставаясь в пределах задаваемого ими правового поля. С их точки зрения, закон - это общее правило, под которое подводятся частные случаи. Пока нет более хорошего закона, лучше действовать пусть и по "плохому" правилу, чем вообще без правил. Оппоненты же, опирающиеся на прецедентное право и эмпирический способ мышления "от частного к общему", предпочли искать основания легитимности своих действий непосредственно, помимо ООН. Кстати, прецедент был заложен раньше - в конфликте в Югославии.
Интерпретация действий США и Великобритании как "создания прецедента" заставляет критически отнестись к двум весьма популярным в печати метафорам: "мирового полицейского" и "права силы". Первая отпадает потому, что полицейский исполняет закон, а