Об официальном толковании
пункта 1 статьи 4 и пункта 2
статьи 12 Конституции Республики Казахстан.
Конституционный Совет Республики Казахстан в составе и.о.Председателя Конституционного Совета Темирбулатова С.Г. и членов Конституционного Совета Акуева Н.И., Ихсанова У.К., Мамонова В.В. Сабикенова С.Н., Шопина В.Д. с участием представителя Председателя Мажилиса Парламента Головкова М.Н., специалиста ученого-правоведа Матюхина А.А., руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан и подпунктом 1 пункта 3 статьи 17 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Конституционном Совете Республики Казахстан” от 29 декабря 1995 года рассмотрел в открытом заседании обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М.Т. об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан.
Поводом к обращению в Конституционный Совет послужили выступления депутатов Мажилиса на заседании Палаты Парламента Республики Казахстан 18 сентября т.г. с предложением о толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан.
Заслушав сообщение члена Конституционного Совета - докладчика Акуева Н.И., объяснение представителя Председателя Мажилиса Парламента Республики Головкова М.Н., изучив имеющиеся материалы, Конституционный Совет Республики Казахстан установил:
1. В Конституционный Совет Республики Казахстан поступило обращение Председателя Мажилиса Парламента Республики Казахстан Оспанова М.Т., об официальном толковании пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан. Вопрос о необходимости официального толкования указанных конституционных норм прозвучал в выступлениях депутатов Мажилиса на его пленарном заседании 18 сентября 1996 года.
Как видно из приложенной к обращению выписке из стенограммы пленарного заседания Мажилиса Парламента от 18 сентября 1996 года в своем выступлении депутатов Головков М.Н., цитируя пункт 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, утверждает, что “....этот комплекс и определяет объем права, а не одна Конституция....” Затем депутат цитирует пункт 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан и заключает, что эта норма “....запрещает составлять, рассматривать и принимать законы, урезающие существующие права и свободы”.
2. В пункте 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан, принятой на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, записано: “Действующим правом в Республике Казахстан являются норма Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного Суда Республики”.
В приведенной норме Конституции Республики Казахстан действующее право Республики Казахстан рассматривается как совокупность норм, содержащихся в принятых правомочными субъектами в установленном порядке нормативных правовых актах: Конституции и соответствующих ей законах Республики, Указах Президента, постановлениях Правительства Республики, иных нормативных правовых актах, международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан, нормативных постановлениях Конституционного Совета и Верховного Суда Республики.
Анализ действующих нормативных правовых актов свидетельствует, что они представляют собой систему, обладающую многоуровневой структурой. Вертикальная иерархия обусловлена различием в юридической силе актов, издаваемых разными государственными органами.
Названный анализ действующих нормативных правовых актов позволяет систематизировать эти акты в следующие основные группы: 1) Конституция; 2) Законы; 3) Подзаконные нормативные правовые акты; 4) Ратифицированные международно-правовые акты; 5) Нормативные постановления Конституционного Совета и Верховного Суда.
Существенное значение имеет выделение Конституции, конституционных законов Республики Казахстан, Указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу конституционных законов, в которых закреплены основополагающие принципы и нормы, в том числе о правах и свободах человека, получающие развитие и конкретизацию в законах Республики и иных нормативных правовых актах.
Верховенство Конституции Республики Казахстан над законами и иными нормативными правовыми актами закреплено в пункте 2 статьи 4, а порядок внесения изменений и дополнений в нее - в пунктах 3 и 6 статьи 62, в статье 91 Конституции.
Следующее место в иерархии законодательства Республики занимают конституционные законы Республики Казахстан. Пункты 4,6 статьи 62 Конституции Республики устанавливают особый порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституционные законы Республики. По юридической значимости им соответствуют Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционных законов.
Законы Республики Казахстан не должны противоречить Конституции и конституционным законам Республики.
Подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основе и во исполнение Конституции, конституционных законов и законов Республики, и не должны им противоречить.
К действующему праву Республики отнесены нормы иных нормативных правовых актов: постановлений Парламента, Сената Парламента и Мажилиса Парламента, имеющих, согласно пункта 1 статьи 62 Конституции Республики Казахстан, обязательную силу на всей территории Республики; Указов Президента Республики, изданных им в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Конституции Республики; постановлений Правительства Республики Казахстан, принятых в соответствие со статьей 69 Конституции Республики; решений маслихатов и акимов, принятых по вопросам их компетенции в соответствии со статьей 88 Конституции Республики; актов министерств и государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, а также ведомств, осуществляющих в соответствии со статьями 23 и 24 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Правительстве Республики Казахстан”, межотраслевую координацию, иные исполнительные и разрешительные функции, специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции; актов администрации предприятий, организаций, учреждений, имеющих локальный характер (правила внутреннего распорядка, уставы, положения, действующие в пределах конкретного предприятия, организации и учреждения, а также регулирующие отношения между ними договоры).
3. Пункт 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан устанавливает: “Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов”.
Данная норма Конституции распространяется на всех людей, находящихся на территории Республики Казахстан, независимо от их принадлежности к гражданству.
Права и свободы человека в Республике Казахстан признаются и гарантируются в соответствии с Конституцией (пункт 1 статьи 12).
Абсолютными и неотчуждаемыми признаются права и свободы, предусмотренные статьями 10, 11, 13 - 15, пунктами 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан, которые, в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Конституции, не подлежат ограничению ни в каких случаях. При этом в перечень абсолютных и неотчуждаемых прав и свобод не входят социальные права человека.
Провозглашенные Конституцией права и свободы человека требуют законодательной регламентации. Принимаемые в развитие конституционных норм о правах и свободах законы устанавливают объемы признаваемых и гарантируемых прав и свобод человека, а также порядок их применения.
Будучи фундаментальными права и свободы человека могут быть ограничены ради других ценностей. Так, тюремное заключение противоречит личной свободе, запрет на пропаганду расизма, национального, религиозного превосходства ограничивает свободу слова.
Права и свободы человека могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (пункт 1 статьи 39 Конституции).
Государство в лице законодательных органов вправе, исходя из своих реальных социально-экономических возможностей изменить, в том числе уменьшить, объем и содержание прав и свобод человека, установленных законами (пункт 1 статьи 39 Конституции). Ограничения прав и свобод по политическим мотивам не допускается (пунктом 3 статьи 39 Конституции).
Признание государством прав и свобод человека, в Конституции Республики Казахстан означает то, что они являются основополагающими в содержании и при применении законов и иных нормативных правовых актов. Принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, ограничивающие объем закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина, недопустимо.
Установленный пунктом 4 статьи 33 Конституции предельный возраст государственного служащего не может быть изменен законом. Для изменения указанного возраста потребуется внесение изменений в Конституцию в порядке, предусмотренном статьей 91 Конституции.
Возраст выхода на пенсию, установленный закон о пенсионном обеспечении, может быть изменен законом.
Признание в статье 1 Конституции Республики Казахстан высшими ценностями государства человека, его жизни, прав и свобод означает приоритет прав, свобод и законных интересов человека и гражданина над интересами государств.
На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 1 статьи 72 Конституции Республики Казахстан, статьями 33, 37, 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Конституционном Совете Республики Казахстан”, Конституционный Совет Республики Казахстан в связи с толкованием пункта 1 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции Республики Казахстан.
постановил:
1. Под “действующим правом в Республике Казахстан” по смыслу нормы пункта 1 статьи 4 Конституции Республики Казахстан следует понимать нормы действующих Конституции Республики Казахстан и соответствующих ей законов Республики, в том числе конституционных законов, изданных Президентом Республики в 1995, 1996 годах, Указов Президента, имеющих силу конституционных законов, а также законов и указов, имеющих силу законов, изданных Президентом Республики Казахстан в случаях, предусмотренных подпунктом 4 статьи 53 и пунктом 2 статьи 61 Конституции Республики Казахстан. К действующему праву Республики Казахстан отнесены нормы иных нормативных правовых актов: постановлений Парламента; постановлений Сената Парламента и Мажилиса Парламента, имеющих согласно пункта 1 статьи 62 Конституции Республики Казахстан, обязательную силу на всей территории Республики; указов Президента Республики Казахстан, изданных им в пределах его компетенции на основе и во исполнение Конституции и законов Республики согласно пункта 1 статьи 45 Конституции Республики; постановлений Правительства Республики Казахстан, принятых в соответствии со статьей 69 Конституции Республики; решений маслихатов и акимов, принятых по вопросам их компетенции в соответствии со статьей 88 Конституции Республики; актов министерств и государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства Республики Казахстан, а также ведомств, осуществляющих в соответствии со статьями 23 и 24 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Правительстве Республики Казахстан”, межотраслевую координацию, иные исполнительные и разрешительные функции, специальные исполнительные и контрольно-надзорные функции; актов администрации предприятий, организаций, учреждений, имеющих локальный характер (правила внутреннего распорядка, уставы, положения, действующие в пределах конкретного предприятия, организации и учреждения, а также регулирующие отношения между ними договоры).
2. Норма Конституции Республики Казахстан о том, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов распространяется на всех, кто находится на территории Республики Казахстан независимо от их принадлежности к гражданству.
В Республике Казахстан признаются и гарантируются те права и свободы человека, которые закреплены в Конституции Республики (пункт 1 статьи 12).
Абсолютными и неотчуждаемыми признаются права и свободы человека, предусмотренные статьями 10, 11, 13015, пунктом 1 статьи 16, статьей 17, статьей 19, статьей 22, пунктом 2 статьи 26 Конституции Республики Казахстан. Эти права и свободы не подлежат ограничению ни в каких случаях (пункт 3 статьи 39 Конституции).
Провозглашенные Конституцией права и свободы человека требуют законодательной регламентации. Принимаемые в развитие этих конституционных норм законы устанавливают объемы и содержание признаваемых и гарантируемых прав и свобод человека, порядок их реализации, применения, а также правовые последствия нарушения этих прав и свобод.
Права и свободы человека не входящие в перечень, определенный пунктом 3 статьи 39, могут быть ограничены только законами и лишь в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан. При этом государство в лице законодательных органов вправе, исходя из своих реальных социально-экономических возможностей изменить, в том числе уменьшить, объем и содержание конституционных прав и свобод человека, установленных законами. Ограничение прав и свобод по политическим мотивам не допускается (пункты 1 и 3 статьи 39).
3. Согласно пункта 1 статьи 38 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Конституционном Совете Республики Казахстан” настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия, является общеобязательным на всей территории Республики, окончательным и не подлежащим обжалованию.
4. Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 41 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу конституционного закона, “О Конституционном Совете Республики Казахстан” настоящее Постановление публикуется в официальных республиканских печатных изданиях.
И.О. Председателя
Конституционного Совета
Республики Казахстан С.Темирбулатов