инновационной деятельности, то в задачу государства входит удержание этой (как, впрочем, и всякой другой) деятельности в определенных, прежде всего
правовых рамках: задание ‘’правил игры’’, обеспечение –
управленческими и политическими методами - их безусловного выполнения, а также обеспечения вышеупомянутого баланса либерально-демократических и социальных ценностей.
С точки зрения представления о трех основных функциях государства в сфере права - правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной - проблема достижения такого баланса состоит в том, чтобы выбрать справедливую (правовую) меру между тремя моментами: установлением правовых возможностей для свободного развития инициатив граждан и их объединений (в рамках первой из отмеченных функций), регулированием процессов их самоорганизации в рамках гражданского общества (в рамках второй функции) - и необходимостью обеспечения безопасности, предотвращения или ограничения негативных последствий такой свободной самоорганизации для самого общества (третья функция), поскольку
развитие всегда связано с риском. Именно с защищенностью от рисков развития связывается представление о стабильности в стране и об устойчивости развития.
С изложенных позиций современная ситуация в Казахстане парадоксальным образом предстает как ситуация
бурного, но не сбалансированного развития. В такой ситуации
на государство и его исполнительную власть, в частности, ложится особая ответственность именно за балансирование - в рамке права - текущих в стране и обществе процессов, выработку и проведение в жизнь особой политики развития. Именно
право должно выступать той формой, в которой регулируются (“взвешиваются”) значения разных сторон отношения либерального и социального, в поиске баланса между которыми и происходит рождение такой политики
. Идеал устойчивого развития в контексте
становления нового мирового порядка
Не последняя причина того, что в поисках адекватной
государственной идеи как Казахстана, так и ряда других независимых государств СНГ проблематика “устойчивого развития” занимает столь важное место - воспоминания о распаде Союза и ностальгия по безвозвратно утерянной “уверенности в завтрашнем дне”. Но идея устойчивого развития - не только ценностно приемлемая для представителей бывшего советского народа утопия, но и признанный международным сообществом
социальный идеал. Причем в его признании наблюдается редкое единодушие как развитых стран, так и развивающихся, как правительств, так и неправительственных организаций, как научной общественности, так и нон-конформистов типа Greenpeace. В чем же секрет такого всеобщего признания? На наш взгляд, дело в том, что идея устойчивого развития представляет собой попытку
идеально